Кто такие Староверы, принципиальные отличия от Православных христиан, есть ли преимущества в их традициях - «Клуб - Юмора»
✔ Клуб - Юмора. → Фото и видео приколы и всё это на нашем портале, наши журналисты стараються для вас, |
Раскол середины XVII века лег на Россию непомерной тяжестью и в конце концов совершил то, чего не могли добиться никакие внешние враги – в XIX веке привел к процветанию большого количества сект, от традиционных до изуверских, и навсегда расколол духовную жизнь страны.
Староверы или древлеправославные христиане в течение XVIII—XIX веков разделились на «поповцев», в среде которых находили убежище беглые священники РПЦ, и «беспоповцев», не признающих священников. Со временем и те, и другие разделились на течения. В XXI веке в России официально присутствуют четыре согласия старообрядцев – это поповцы Русская Православная старообрядческая Церковь Белокринического согласия (РПСЦ) и Русская Древлеправославная Церковь новозбыковского согласия ((РДЦ); и беспоповцы – Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) и Федосеевская Древлеправославная Старопоморская Церковь (ДСЦФС).
Колодкин Иван Иваныч, казак старовер
Поскольку раскольники подвергались гонениям и старались скрываться от властей, подсчитать их всегда было трудно. Например, в 1852 году официальная статистика гласила, что в Нижегородской губернии староверов всего 20 тысяч, в то время как чиновник особых поручений Павел Иванович Мельников насчитал их 172 тысячи, – об этом пишет исследователь Валентина Павловна Соколова в книге «Павел Мельников (очерки жизни)». Точное количество староверов неизвестно и сейчас.
Содержание
Toggle
- Исторические факты
- Основные отличия при богослужении
- Где живут староверы
- Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?
- Образ жизни
- За единый «аз». Так в чем же был раскол?
- Время прошло. Почему нельзя простить?
- Патриоты или оппозиционеры?
- Почему у истинной веры так мало приверженцев?
- Старообрядец в сегодняшнем мире
- Старообрядцы и староверы — это одно и то же?
- Образ жизни староверов
- Внешний вид
- Крестное знамение
- Поклоны во время служб
- Венчание и семья
- Таинство крещения
- Похороны у старообрядцев
- Различие церквей
- Беспоповские храмы староверов
- Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?
- Разрешено ли староверу становиться крестным для православного христианина?
- Отход старообрядцев от официальной церкви
- «Царь Славы»
- Особенности старообрядческих крестов
- Восьмиконечный крест
- Голгофский крест
- Дореформенные кресты
- Меднолитые кресты
- Пилатова надпись
- Ритуальное значение
Исторические факты
К концу шестидесятых годов семнадцатого несогласных с церковными нововведениями было не меньше половины государства, но власть гнула свою линию, и в 1685 году при царевне Софье был принят документ «Двенадцать статей».
По сути это было согласие на физическое уничтожение староверов. На несогласных была объявлена охота. В стране происходили массовые казни.
Самыми известными жертвами репрессий стали протопоп Аввакум и боярыня Феодосия Морозова. Первый был сожжен после четырнадцатилетнего сидения в ледяной земельной яме, вторую также приговорили к сожжению, но благодаря заступничеству бояр казнь заменили на заточение в земельную тюрьму, где она и скончалась от голода в 1675 году.
При Петре Первом в 1716 году драконовский документ, принятый во время правления Софьи, был отменен, и старообрядцы получили возможность существовать полулегальным способом, при этом все платежи для них увеличились вдвое, как плата за раскол.
Тех, кто отказывался платить двойной налог ссылали на каторжные работы. Любое богослужение по старому чину каралось смертной казнью. Часто, видя приближающийся вооруженный отряд, староверы прибегали к самосожжению, не желая сдаваться. Невзирая на всю жестокость мер, даже в 19 веке насчитывалось большое количество приверженцев старой веры.
Основные отличия при богослужении
В отличие от православной службы древнеправославная использует:
- двуперстие (крестное знамение при помощи двух пальцев);
- крещение не обливанием, а троекратным полным погружением;
- восьмиконечное распятие или простой четвероконечный крест.
Кроме того, крестный ход совершается по часовой стрелке (вслед за солнцем), обрядовые действия производятся синхронно. Имя Исус используется в славянской традиции, без добавления второй буквы и. Применяются также некоторые дораскольные термины и старославянское написание отдельных слов.
Во время службы часто бьются земные поклоны, в отличие от поясных, принятых в православии.
Где живут староверы
Церковный раскол средины 17 века навсегда разделил духовную жизнь страны. Старообрядцы в течение следующих веков разделились на несколько течений: поповцев, в среде которых находили убежище священники, не принявшие новый уклад, и беспоповцев, не признающих никаких священников вообще.
Поповцы осели в основном в центральной части России и на юге империи, в тех местах где жители не представляли себе жизни без священника.
Беспоповцы отправились в сторону Севера. В этом районе исторически было мало попов. Местные жители привыкли вести свою религиозную жизнь сами. Службу вели грамотные миряне, а священник появлялся только во время великих праздников.
Это не было нарушением церковных устоев, так как согласно древним книгам без попа можно служить почти весь круг богослужения.
Именно поэтому жители Севера легко приняли беспоповскую практику. Кроме того, на решение северян остаться верными старым традициям повлиял разгром Соловецкого монастыря.
Тамошние монахи не приняли реформ. Они дали возможность уйти за пределы монастыря всем, кто был не согласен с их решением и стали ждать реакции Москвы. Как только до власти дошли сведения о непокорстве братии, был сформирован вооруженный отряд. Он должен был «укротить» один из самых авторитетных монастырей на Руси.
Где живут староверы
Карательный отряд осадил мятежников, надеясь на скорую победу. Но не тут-то было, осада длилась около восьми лет и была безуспешной до того момента, пока предатель не выдал осаждающим тайный ход.
Ворвавшись внутрь, каратели устроили настоящую резню, перебив большинство иноков. Уцелевшие бежали на побережье Белого моря, где и стали проповедовать. Кстати, эти события заставили местных жителей задуматься, на чьей стороне правда.
Авторитет старообрядчеству придала жизнь и мученическая смерть протопопа Аввакума, который проповедовал в этих местах и тут же был сожжен.
После этих печальных событий и начали возникать и расти общины староверов на побережье Белого моря и в Олонецком крае, на территории нынешней Карелии.
Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?
Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия.
Староверы, их обычаи и традиции во многом пересекаются с традициями тех, кто отнесся к реформе благосклонно и принял ее. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.
Образ жизни
Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.
За единый «аз». Так в чем же был раскол?
Термин «старообрядчество» возник вынужденно. В официальных документах долгое время православных, не принявших Никоновых новшеств, именовали «раскольниками». Позднее в светской литературе ХIХ века появился термин «старообрядчество», который подчеркивал сугубое главенство обрядов. Но старообрядцы были убеждены, что Старая Вера — это не только старые обряды, но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта.
М. Нестеров «Святая Русь»Православная Старообрядческая Церковь сохранила неизменной богослужебную традицию, принятую на Руси от православных греков в X веке. Она руководствуется правилами, принятыми от апостолов, утверждёнными на Вселенских Соборах, а также Соборах, прошедших на Руси до реформы патриарха Никона. Церковное искусство: строгая аскетическая иконопись, унисонное пение, архитектура храмов, обустройство церковного интерьера, — сложившееся в период расцвета православия на Руси, живы и бережно хранятся староверами. Это неотъемлемая часть их молитвенной жизни.
Церковную реформу ХVII века, как правило, считают серией обрядовых изменений церковной традиции. Большая российская энциклопедия, к примеру, пишет об этом так: «Реформа патриарха Никона не затрагивала основополагающих догматов православия, а касалась обрядовой стороны церковной жизни. Старообрядцы сохранили обряды, распространённые в др.-рус. традиции и закреплённые постановлениями Стоглавого Собора 1551: двоеперстное сложение при крестном знамении (после реформы — троеперстие) и архиерейском благословении (именословное благословение), «однолитерное» написание имени Спасителя «Исус» (в отличие от «Иисус»), сугубую аллилуйю (в отличие от 3-кратного возглашения в новой традиции), земные поклоны во время церковной службы, направление движения по солнцу (посолонь) при крестных ходах, форму печати на просфорах (круглая, с 8-конечным крестом, в отличие от пореформенной квадратной с 4-конечным крестом). Богослужение велось по старопечатным книгам (изданным до 1654)».
Все течет, все изменяется, скажет кто-то, и в Церкви бывают реформы, которые старообрядцы из упрямства отказались признавать». В какой-то мере, действительно, церковная традиция подвержена изменениям: с годами менялся устав церковной службы, не сразу сложился корпус двунадесятых праздников, менялись правила постов и количество постных дней. Однако изменения возможны в церковной жизни лишь в некоторой, в малой, степени. При этом стоит помнить, что внешнее служит выражением внутреннего, и замена внешних, обрядовых, частей влечет за собой и замену смысла того, что они обозначают, и такие изменения недопустимы.
Так, к примеру, ограждение себя двуперстным крестным знамением было для русского человека не просто культовым действием, но исповеданием веры: «Указательный и средний персты протянуты вместе, при этом средний перст немного преклонен. Эти персты символизируют две природы Господа нашего Исуса Христа: Божественную и человеческую. Этим мы свидетельствуем о нашей вере в то, что Исус Христос есть истинный Бог и истинный человек. Преклонение среднего перста означает схождение Сына Божия на землю нашего ради спасения. Персты большой, безымянный и мизинец должны быть соединены вместе в знак того, что мы исповедуем Единое Божество в трех лицах — Отца, Сына и Духа Святаго».
Накануне Великого поста, который русский народ всегда воспринимал как время особой духовной бдительности и покаяния, патриарх Никон направляет в приходы «память»: «…Не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились». «Изменение такой важной части православного обряда, как крестное знамение, личным, ничем не мотивированным циркуляром, — комментирует известный исследователь раскола С.А. Зеньковский, — <…> было чем-то неслыханным в анналах не только русской, но и вообще христианской Церкви. Даже теперь, когда обряд и религия играют гораздо меньшую роль в жизни народов, изменение крестного знамения католическим епископом, или самим папой, или патриархом православной Церкви представляется немыслимым. А в Русской Церкви семнадцатого века значительных изменений обряда, не посоветовавшись с Собором, не делал даже такой авторитетный глава Церкви, как патриарх Филарет. Что же касается крестного знамения, то оно сохранило начальную греческую форму двух перстов с древнейших времен русского христианства, и когда в начале шестнадцатого века в России начала распространяться новогреческая форма перстосложения, она была осуждена и запрещена Стоглавым Собором 1551 г. <…> Теперь же Никон решался своим личным распоряжением, да еще накануне Великого поста, который всегда вызывал на Руси большое религиозное напряжение, заменить старое русское и древнегреческое крестное знамение новогреческим».
В старообрядческой традиции принято ограждать себя двуперстием, поскольку именно Христос — Его божественную и человеческую природу символизируют указательный и средний персты — «нас ради человек и нашего ради спасения» (Символ веры) распялся на кресте. По учению новообрядческому, троеперстие символизирует Троицу, безымянный и мизинец при этом подобает «держать праздно». Даже если не углубляться в историю происхождения перстосложения, смысловое содержание двуперстия логичнее и глубже.
Время прошло. Почему нельзя простить?
Меняются эпохи, меняются нравы. Когда-то представители синодальной Церкви и государственной власти жгли древние рукописные книги — сейчас этими книгами любуется весь мир за стеклами витрин в музеях. Записывали иконы, которые сейчас старательно расчищают реставраторы. Резали языки за молитвенное пение, гармонии и сложности которого сегодня удивляются искусствоведы. Мир изменился. Почему нельзя простить и примириться?
Простить можно и нужно. И старообрядцы прощали сразу же, потому что с детства научены прощать по заповеди Христа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 14). А вот примириться…
На поместном соборе Русской Православной Церкви 1971 года дореформенные и пореформенные обряды признаны равноспасительными, а проклятия староверов — как бы и не существовавшими. Но в вере может быть только одна истина. Примириться было бы хорошо. Но примириться нужно, наверное, с истиной?
Патриоты или оппозиционеры?
Верные сыны Отечества, старообрядцы и после раскола в полной мере делили со своим народом все его беды и горести, до последней капли крови защищали Родину в войнах. Их подвиг не просто проявление патриотизма, но исполнение Божией заповеди любви к ближнему.
Портрет атамана Матвея Платова
Они защищали Россию во время вторжения Наполеона. История помнит имя генерала от кавалерии казачьего атамана Матвея Платова. Он принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века. Его отряды особенно отличились в боях под Бородином, Смоленском, Гжатском. В сражении под Лейпцигом корпус под командованием Платова разгромил французов, взяв в плен 15 тысяч солдат и офицеров. [7]
Когда Наполеон вошел в Москву и городской голова граф Растопчин поспешно бежал из столицы, должность городского головы принял Прокопий Шелапутин. Он происходил из старинного старообрядческого рода, был купцом первой гильдии и имел звание коммерции советника. [7]
Казачьим отрядам донских старообрядцев доверяли охранять царя. В страшные дни февраля 1917 года, когда от Николая II отвернулись все — и правительство, и Государственная Дума, и армия, и синодальная Церковь, — царь доверял только старообрядцам, из которых была сформирована его охрана. [7]
Современный автор профессор Дмитрий Поспеловский отмечает:
«Отрекаясь от престола, царь вспомнил не об официально возглавляемой им Русской Православной Церкви, а о старообрядцах… Интересно, понял ли он в тот момент, какую роковую ошибку совершали его предшественники, преследуя в течение почти 250 лет старообрядцев, то есть именно то религиозное течение русского народа, которое благодаря своему принципиальному консерватизму должно было бы быть главной опорой династии?» [8]
С началом Первой мировой войны помещения московских Рогожских богаделен были отданы под лазареты. Архиепископ Московский Иоанн (Картушин) благословил отдать под госпиталь свои личные покои, а сам переехал в дом Соловьевых на Рогожской заставе, где и скончался в апреле 1915 года. Примеру Рогожских старообрядцев последовало множество других общин центральной России. На фронт ушло большинство из тридцати первых выпускников старообрядческого института. Почти все они погибли смертью храбрых.
Архиепископ Иринарх (Парфенов)
Об участии староверов в Великой Отечественной войне красноречиво говорит воззвание предстоятеля Церкви в те годы архиепископа Иринарха (Парфенова):
«Возлюбленные чада старообрядческой Христовой Церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации… Из центра старообрядчества — из достославной Москвы, с Рогожской заставы, я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу. Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к Родине, все как один вилами и рогатинами истребляли и гнали со своей земли двунадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа — немца — всенародное святое дело. Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага со священной земли нашей и тем самым приближать радостный час соединения с вами. Мы же здесь возносим Господу Богу непрестанные молитвы, чтобы он сохранил вас от зла и губительства и дал вам силы предков наших в борьбе за освобождение нашей отчизны от захватчиков». [9]
Священство и миряне Русской Православной Старообрядческой Церкви на шествии «Бессмертный полк» в Москве
Непонятые и непринятые с своем Отечестве, староверы, тем не менее, хранили свое сердце чистым от зла и обиды, откликались на первые призывы Родины о помощи, не ожидая при этом почестей и наград. Главной наградой для них была бы возможность воздавать молитвы Богу на родной земле, не таясь и терпя за это поношения. Однако краткие периоды послаблений сменялись новой чередой репрессий и разорений.
Почему у истинной веры так мало приверженцев?
Православию за последние 300 лет довелось пережить ряд гонений: сначала со стороны царских властей с попыткой склонить к принятию официальной религии, затем репрессии советской власти. В результате гонений старообрядческая Церковь стала численно малой, что, впрочем, никогда не смущало хранящих истинное православие христиан.
Церкви неизбежно предстоит умалиться настолько, что Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле (Лк. 18, 8). В Евангелии сказано: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк. 12, 32).
При Петре I образ жизни, естественный и нормальный для старообрядцев, запрещался законодательно: нельзя было ходить в русском платье, за ношение бороды полагался особый налог, староверам полагалось двойное налогообложение.
Бородовой знак времен Петра I, свидетельствующий об уплате налога на бороду
Сестра Петра I царевна Софья издала знаменитые «Двенадцать статей»: старообрядцев предписывалось бить батогами, заточать в монастыри, лишать имущества, пытать всевозможными способами, а оставшихся при своих убеждениях — сжигать живыми в срубах. Наказывать полагалось даже тех, кто просто подал кружку воды старообрядцу: «Которые люди расколщиков у себя держали и чинили им поноровку, ведая про них, и для их прелестного учения, а не извещали, и видя не поймали и не привели, или от того с сих имали какие взятки: и таким за то чинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города; а буде которые ведая, таких же церковных противников у себя в доме держали, творя к ним милость, или которые учнут приходить про них проведывать или приносить питие или яствы, или принесут от кого какие письма подсылкою, а сами хотя того прелестного их учения и не держались и по свидетельству в том очистятся, и тем, за утайку тех воров, чинить наказание, бить кнутом, а иных, смотря по делу, и ссылать; а которые что приносили собою спроста, и в том очистятся, и тем чинить наказание, бить батоги».
Большую часть ХIХ века старообрядцы были вне закона: они лишались гражданства, их браки объявлялись незаконными, а дети — незаконнорожденными. Центры старообрядчества, которые складывались на окраинах страны, периодически разорялись.
10 мая 1827 г. Комитет министров воспретил священникам совершать переезды из одного уезда в другой для исполнения треб. В случае пренебрежения запрещением велено было «поступать с ними, как с бродягами». На это постановление Николай I наложил резолюцию: «Весьма справедливо». Таким образом люди, жившие далеко от священника, не могли ни исполнять таинство крещения, ни погребать покойников по церковным правилам. Такой мерой человека вынуждали перейти в единоверие (приходы официальной Церкви, в которых дозволялось молиться по дораскольным книгам), чтобы он мог жить законно и по смерти надеяться хоть на какое-то церковное погребение.
Несмотря на все эти суровые меры, по официальным подсчетам, в дореволюционной России 4–5 млн человек из 125 млн населения Российской империи назвали себя старообрядцами.
Не менее страшным было советское время, когда за веру поначалу расстреливали и морили в лагерях, а позже говорить о вере запрещали. Много правильных и добрый знаний ушло в вечность вместе с теми, кто знал, но боялся даже заикнуться своим детям о Боге. Максимум, что могли сделать верующие родители, бабушки и дедушки — зашить крестик в потайной карман школьной формы ребенка. Доживший до лихолетий 90-х этот ребенок, вероятно, вспомнил, что «бабушка была верующая» и начал искать веру, но пошел «куда поближе».
Отказавшись от идеи строительства коммунизма, официальные власти дали добро — «пусть церковь будет». Но «добро» это касалось преимущественно тех, кого признавала и дореволюционная официальная власть. Старообрядчеству же далеко не сразу удалось оправиться от ужасов советских лет. Его долгое время не воспринимали всерьез, уравняв с появившимися в огромном количестве сектами.
О староверах сегодня много говорят, пишут книги, снимают фильмы, восхищаются тем, как им в таких суровых условиях удалось сохранить древнюю культуру. Сочувствуют. Но не спешат присоединиться. Почему? Потому что сегодня принято рассчитывать на себя, а не на Бога. Потому что Домострой сегодня — это не гуманно и не способствует «развитию личности». Потому что юбка, платок и пятеро детей сегодня явно не в моде. Потому что верить — значит «отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Христом» (Мф. 16, 24), а это сложно. Проще «верить в душе». Но для тех, кто допустил возможность существования Бога, вера становится стержнем, на котором возможно строить духовную жизнь даже в сегодняшней суете.
Старообрядец в сегодняшнем мире
Старообрядца не сразу выделишь в толпе. Да, мужчины непременно с бородой, а женщины покрывают голову платком и носят юбки. В остальном же в повседневной жизни они выглядят так же, как и большинство их современников. Иное дело — старообрядческий храм. Здесь можно в полной мере прочувствовать старинные традиции в одежде. Мужчины чаще носят косоворотки навыпуск непременно с пояском поверх или длинные темные кафтаны. Женщины — сарафаны «в пол» и платки «под булавку». Кто-то соблюдает эти традиции одежды и в миру, однако далеко не все и не всегда. А вот внутренний облик человека истинно верующего — одинаков и в миру, и в храме.
Старообрядец молится. Молитвенная жизнь его не ограничивается помещением храма, каждый день начинается и оканчивается молитвой. Он постоянно сверяет свою жизнь с евангельскими заповедями и завтра старается прожить лучше, чем вчера.
Старообрядец постится. То, что сегодня представляют в качестве новых программ здорового образа жизни — диеты, правильное питание, здоровая пища, — на Руси было необходимым и естественным и выражалось в форме православного поста.
Фундамент его мирозданья — семья. Он избирает спутницу жизни не на несколько лет, а на всю жизнь. У него много детей, потому что он и сам вырос в многодетной семье. Он заботится о родителях. Не только потому, что еще в Ветхом Завете было заповедано «почитать отца своего и матерь» — он просто не может иначе: поколение за поколением в его семье поступало так же.
Старообрядец не предается пьянству и не курит. Курение всегда было под запретом, даже тогда, когда курил весь свет, включая епископов, прославленных сегодня РПЦ в лике святых.
Православный старообрядец — это человек свободный. Свободный, в первую очередь, от навязанных стереотипов современного мира и способный управлять своими страстями.
Старообрядцы и староверы — это одно и то же?
Старообрядка на кладбище. Конец XIX — начало XX века Wikimedia Commons
Большинство ученых считают, что да. Но в последние годы появилась полярная точка зрения: ее сторонники называют староверами носителей традиционной русской народной религиозности, включавшей в себя среди прочего элементы язычества. Будущие же лидеры старообрядцев до того, как выступили против прогреческих реформ и вступили в конфронтацию с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, сражались за чистоту веры и устранение тех искажений, которые появились под влиянием народных традиций. Например, они боролись с гаданиями, суевериями, магическими практиками и играми. Тот же протопоп Аввакум очень не любил скоморохов.
Религиозное сознание образованного богослова и обычного прихожанина и сегодня могут существенно различаться. Протопоп Аввакум и патриарх Никон были ближе друг к другу, чем к современному им крестьянину, носителю народной религиозности. Они разошлись не в вопросе необходимости реформ, а в вопросе их методов. Но большинство исследователей все же продолжают использовать понятия «староверие» и «старообрядчество» как синонимы, потому что народная религиозность присутствует в любой традиции, в том числе и в официальной Русской православной церкви, и нет смысла выделять ее в особую традицию.
Образ жизни староверов
Обычаи старообрядцев очень архаичны. Они ведут закрытый, часто аскетичный образ жизни. В быту члены общины довольно скромны, разговаривают на старорусском диалекте. Староверы не признают современные блага цивилизации и производят все необходимое для жизни своими руками.
Внешний вид
Глядя на внешний вид старообрядцев, можно подумать, что они сошли со страниц какой-нибудь древнеславянской сказки. Все мужчины бородатые, носят старорусские рубахи, обязательно навыпуск, подвязанные широким поясом. Женщины в платках, которые полностью скрывают волосы и сколоты под подбородком английской булавкой.
Среди староверческих нарядов не встретишь ярких красок, откровенных фасонов, галстуков или других модных аксессуаров. Девушки носят только юбки или платья в пол, волосы у всех заплетены в косы.
Согласно обычаям старой веры, женщины должны обшивать всю общину. Они сами ткут полотно, а затем шьют одежду всем членам семьи.
Староверы совершают поясные и земные поклоны
Мужчины носят бороды
Женщина обязательно покрывает голову
Крестное знамение
До раскола русской церкви все верующие крестились двумя пальцами (указательным и средним). Их складывали вместе, чуть изогнув, а остальные прижимали к ладони. Этот жест, пришедший к нам из греческого православия, часто встречается в иконографии. Он символизирует два основополагающих символов христианства: распятие и чудесное воскрешение Спасителя.
После Никоновских нововведений крестное знамение стало троеперстным, каким мы его знаем сегодня, однако староверы продолжают креститься двумя пальцами.
Поклоны во время служб
Во время богослужений, проводимых до церковной реформы XVII столетий, верующие совершали четыре вида преклонений:
- обычные – до груди;
- средние – до пояса;
- «метание», или малый земной – практически до земли;
- проскинеза – до самой земли.
В результате нововведений остались только поясные преклонения, а вот старообрядцы до сих пор пользуются всей системой поклонов.
Венчание и семья
Таинство Венчания у староверов стоит выше официального брака. При этом связывать себя семейными узами, если мужчина и женщина являются родными по крови до восьмого колена, строго запрещено. Богослужение по торжественному случаю проводят в любой день недели, кроме вторников и четвергов, придерживаясь православных традиций, существовавших до раскола церкви.
Таинство Венчания у староверов стоит выше официального брака
Аборты староверы не признают, считая их страшным грехом, а потому семьи у них многодетные. Большое количество детей не является помехой, а скорее, наоборот. Все члены рода заняты общим делом, помогая друг другу и распределяя все блага поровну. В понятие «родственник» для них может входить не одна деревня, а потому, чтобы не допустить кровосмешения, пару для своего ребенка родители ищут из дальних поселений.
Старообрядческие традиции запрещают употреблять спиртные напитки и курить табак. Только на великие церковные тожества разрешается выпить пару рюмок алкоголя, однако подобным попущением практически никто не пользуется.
Таинство крещения
По староверческим обычаям ребенка крестят не позже десятого дня после появления на свет. Имя малышу дают исключительно по святцам, а крестными родителями должны быть только члены общины. Всю церковную утварь, необходимую для проведения ритуала, омывают проточной водой. Аналогично поступают с нательным крестиком после совершения крещения – очистив, его снова надевают на шею младенца.
Родителям-старообрядцам, в отличие от современных православных, запрещено присутствовать во время Таинства Крещения рядом с ребенком.
Аборты староверы не признают, считая их страшным грехом
Похороны у старообрядцев
Смерть для староверов – естественный процесс, которому не придают особенного значения. Сторонники старой веры также проводят исповедь и заупокойную службу, однако траура по почившему не устраивают.
Для омывания тела приглашаются члены общины того же пола, что и покойный. Затем умершего укладывают в простой деревянный гроб, наполненный древесной стружкой, а сверху накрывают домотканым саваном из натурального полотна. Хоронят, не закрывая гроб крышкой. Поминки по древним обычаям также не устраивают, а вещи почившего раздают нуждающимся.
Различие церквей
Первое, что бросается в глаза при виде абсолютно любого здания – его архитектура. Так вот, визуально никоновская и старообрядческая церкви практически ничем не отличаются.
Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.
В беспоповских храмах старообрядческих церквей может и не быть алтарной апсиды (это полукруглый или многогранный выступ в восточной части храма, обычно это место наполнено мозаиками, росписями и имеет три окна).
Но самое главное, по чему вы можете определить принадлежность храма, находится наверху.
У старообрядцев обычный восьмиконечный крест без каких-либо украшений, в то время как в современных церквях он четырехконечный, со всевозможными украшающими модификациями.
Свечи и паникадила: внутри старообрядческих храмов, в основном, используются настоящие свечи, а не электрическое освещение. Иконы только медолитные и рукописные, написанные в канонической стилистике.
Далее отличительной чертой является наличие подручников. Поскольку старообрядцы кланяются в пол, то для удобства используются специальные коврики. Также во многих беспоповских храмах есть сидения (хотя есть расхожее мнение, что их попросту нет).
Беспоповские храмы староверов
В XVII веке был убит последний епископ старообрядцев, в связи с этим появилась проблема назначения санов. Священников назначают епископы, для того, чтобы было кому проводить религиозные обряды и таинства.
Со временем старообрядцы решили, что в крайних случаях будут сами назначаться. Это позволено для обрядов крещения и исповеди. Поэтому-то и существуют беспоповские храмы.
(P.S. если вам интересно посмотреть на беспоповские храмы – https://navigator.starove.ru/cat/hrami-belief-bezpopovskie-current/)
Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?
Старообрядцы могут беспрепятственно приходить в православный храм. Если они примут решение сами стать православными христианами, для этого потребуется принять таинство Миропомазание. Считается, что оно официально соединяет человек с его новым христианским верованием.
Более того, если старообрядец, не перешедший в православие, начнет в храме креститься двумя пальцами, ему никто не будет этого запрещать. В современном христианстве устоялось мнение, что не имеет принципиального значения креститься двумя или тремя перстами. Эти обряды официально признаны равночестными.
Единственный нюанс заключается в том, что, придя в православный храм и начав креститься двумя пальцами, когда все вокруг используют троеперстное знамение, для самого человека это будет не совсем красивым и нелепым.
Разрешено ли староверу становиться крестным для православного христианина?
Категорически отрицать такую возможность не следует, но возможной такая ситуация становится только в том случае, если старообрядец будет только одним из крестных родителей. Второй крестный обязательно должен быть представителем современной официальной православной церкви.
Также старообрядец должен при этом пообещать, что не будет предпринимать попыток воспитать крещеного ребенка в традициях, противоречащих официальной православной религии.
Отход старообрядцев от официальной церкви
В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.
Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.
«Царь Славы»
На самой верхней, коротенькой перекладине, на которую римляне вешали табличку с описанием преступления, за которое человек подвергался казни через распятие, на староверском нательном кресте присутствуют надписи «ЦРЪ СЛВЫ» («Царь Славы»), «СНЪ БЖІЙ» («Сын Божий») или «Ника» («Победитель»). Приверженцы дореформенного православия резко протестуют против начертания на ней принятых в православии аббревиатур «INRI» или «IНЦИ», означающих «Иисус Назорей Царь Иудейский».
Согласно объяснению архидиакона Соловецкого монастыря Игнатия, являющегося знаковой фигурой для староверов, истинным христианам нельзя поклоняться кресту, на котором красуется глумливая надпись, придуманная убийцей Иисуса Понтием Пилатом.
Кроме того на старообрядческом нательном кресте можно встретить именуемые монограммами Константина символические надписи. «ІС» и «ХС» означающие имя Христа, которые размещаются по обе стороны центральной перекладины.
На оборотной стороне староверского восьмиконечного креста гравируются следующие молитвенные слова: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его» или «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Особенности старообрядческих крестов
Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.
Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.
Восьмиконечный крест
Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях. Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина — должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель. На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».
Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия. Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.
Голгофский крест
Целая история зашифрована в так называемом Голгофском кресте, также используемом и признаваемом в старообрядчестве.
Эта разновидность Символа Веры представляет собой восьмиконечный крест, водружённый на холм или пирамиду с пещерой, внутри которых изображён череп с христограммами «Г» и «А», означающие «Голова Адама», так как по преданию именно в недрах горы Голгофы нашел последний приют первый человек на Земле — Адам.
Череп Адама, который был омыт кровью распятого Иисуса, олицетворяет грехи человечества, искуплённые Сыном Божьим ценой его собственной жизни.
Над гротом значатся буквы «Г» и «Г», «МЛ» и «РБ», которые расшифровываются как «Гора», «Голгофа», «Место лобное» и «Раю быть».
Из горы Голгофы, по обе стороны креста торчат копьё и трость с губкой, обозначенные буквами «К» и «Т». Эти орудия, применявшиеся в процессе казни Христа, символизируют собой пытки и мучения, которые претерпел Христос во имя очищения грехов человечества.
Под центральной перекладиной Голгофского креста значится надпись «НИКА», напоминающая о воскрешении Христа и его победе над смертью.
Над ней, на разных концам горизонтали начертаны монограммы «IС» и «ХС» — «Иисус Христос».
На верхней, короткой перемычке изображено подлое титло «IНЦИ», которое в данном случае воспринимается староверами как должное, поскольку Голгофский крест повествует о последних часах жизни Христа.
Венчает этот крест монограмма на старославянском языке «СНЪ БЖІЙ», то есть «Сын Божий».
Дореформенные кресты
Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.
Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства. Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции. Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.
Меднолитые кресты
Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.
В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа. Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.
Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.
Пилатова надпись
Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.
Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий — известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи «Иисус Христос Царь Славы». Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.
Ритуальное значение
Голбецами или голбцами на Руси также называли надгробные столбцы или плоские доски, на которые сверху приделывались небольшие крыши. Скорее всего, голбцы были неразрывно связаны с понятием глубины, могилы, ямы. А поскольку возле печи он был сакральным местом, то его название и перекочевало на могильные плиты, которые массово устанавливались на кладбищах.
Лев Даль, исследователь русского зодчества и сын Владимира Даля, много лет жизни посвятил изучению голбцов. Он считал, что произошли они от придорожных столбов, на которые раньше ставили урны с прахом умерших. Согласно книге «Русская мемориальная скульптура», позже такие столбцы стали устанавливать на могилах, украшать их резьбой и кровлей, даже разукрашивать. Ресурс «Энциклопедия «Всемирная история»» говорит о немного другом значение голбцов. По сути это была усеченная традиция установки на погостах домиков, которые целиком закрывали могилы.
Источник
Лучшие новости сегодня
( 0 ) Комментарии