Чем известен Собор (Мечеть) Святой Софии в Стамбуле построенный в 532-537 году и кто такая эта святая Айя-София - «Клуб - Юмора» » Клуб - Юмора.
Навигация: Клуб - Юмора.. » Природа » Чем известен Собор (Мечеть) Святой Софии в Стамбуле построенный в 532-537 году и кто такая эта святая Айя-София - «Клуб - Юмора»

Чем известен Собор (Мечеть) Святой Софии в Стамбуле построенный в 532-537 году и кто такая эта святая Айя-София - «Клуб - Юмора»

Чем известен Собор (Мечеть) Святой Софии в Стамбуле построенный в 532-537 году и кто такая эта святая Айя-София - «Клуб - Юмора»
✔ Клуб - Юмора. →  Фото и видео приколы и всё это на нашем портале, наши журналисты стараються для вас,
чтоб поднять вам настроение в щитанные секунды.
→ Все фото и видео приколы и новинки сети интернет находятся здесь на нашем портале. Клуб - Юмора...


Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.


Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.


Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.



Чем известен Собор (Мечеть) Святой Софии в Стамбуле построенный в 532-537 году и кто такая эта святая Айя-София - «Клуб - Юмора»

Содержание


Toggle



  • Краткая история

  • Мистика собора Айя-София

  • Предшественники собора Айя-София

  • Этапы строительства

  • Архитектурные особенности Софийского собора

    • Византийское мозаичное искусство собора

    • Мусульманские архитектурные элементы в соборе



  • Османские завоеватели

    • Особенности строительства храма

    • Световой эффект храма

    • «Парящий» купол



  • Архитектура и внутренне убранство

    • Как добраться

    • Практическая информация

    • Полезные советы



  • Постройки на территории

    • Фонтан

    • Мавзолеи

    • Школа

    • Часы

    • Библиотека

    • Музей камней (колонн и капителей)



  • Рекомендации по посещению и осмотру

    • Общие рекомендации

    • Последовательность осмотра



  • Где в соборе искать мозаики

  • Становление современного музея

  • Как добраться до собора Айя-София

  • Стоимость билетов и способ их покупки

  • Время работы

    • Месторасположение (сайт, адрес, как добраться)

    • Актуальная стоимость билетов



  • Любопытные факты

  • Что посмотреть рядом

    • Собор Святой Ирины

    • Кучук Айя-София (Малая Святая София)

    • Музей мозаики




Краткая история


Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.




В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.




После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. До июля 2020 г в стенах комплекса было запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видели в таком решении ущемление свободы вероисповедания.


В итоге, 10 июля 2020 г властями было принято решение о возможности проведения молитв мусульман. В этот же день после указа президента Турции Эрдогана Айя Софья официально стала мечетью.


Мистика собора Айя-София



  • «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».

  • Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.

  • Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть.




Этот котлован перед входом в собор Айя-София – результат раскопок более древних построек, которые располагались здесь ещё до строительства храма.


Предшественники собора Айя-София




Как и многие другие храмы, Собор Святой Софии (Hagia Sophia) возведен на месте, где не одно столетие до этого стояли религиозные объекты. Исследователи уверены, что на месте существующего по сей день собора во времена Римской империи был воздвигнут языческий храм, который несколько раз восстанавливался из-за пожаров.




Собор Святой Софии в 1848 г. (рисунок Гаспара Фоссати, из альбома «Айя София в Константинополе»)


В период правления императора Константина I в 324—337 гг. вместо языческого культового объекта была создана первая христианская церковь, которая постоянно перестраивалась и расширялась его сыном – императором Констанцием II (согласно рукописям Сократа Схоластика).




Внутреннее убранство собора Айя-София глазами Гаспара Фоссати (рисунок из альбома «Айя София в Константинополе»)


Исторические предпосылки: Во времена Византии Константинополь превратился в важный политический, экономический и христианский центр. С тех пор константинопольский епископ уступал в силе и престиже только Римскому Папе, который по сей день считается Верховным понтификом.


Во все времена собор Святой Софии привлекал внимание неординарными архитектурными формами и масштабом (Стамбул, Турция)


Такое перераспределение наложило свой отпечаток на историю собора Святой Софии, ведь требовалось возведение более вместительного и помпезного здания. Непредвиденным толчком к строительству «Великой церкви» стал пожар, который полностью разрушил первый собор Святой Софии. Вскоре после трагических событий в 532 г. по приказу императора Юстиниана I началось строительство новой святыни, которая «должна была стать украшением столицы и служить выражением величия империи».


Этапы строительства




Макет и план-чертеж собора Святой Софии


Чтобы создать величественный храм, император распорядился выкупить прилегающие территории и пригласил лучших зодчих того времени – Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые были больше математиками и инженерами нежели архитекторами. Это и сыграло важную роль в формах и конструкционных особенностях сооружения, которые произвели революцию в храмовом строительстве христиан, ведь до этих пор никто не проектировал купольные, почти квадратные церкви.


Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении 1500 лет (Hagia Sophia, Стамбул)


Выполняя пожелания императора, для строительства использовались лишь самые лучшие материалы и элементы древних храмов (колонны для портика), которые доставлялись из храма Солнца, из Эфеса и других культовых мест. Кроме того, при возведении собора использовались мрамор, золото, серебро, слоновая кость, медь, стекло, самоцветы и даже алмазы. Обилие невиданной роскоши привело к появлению легенд и жутких пророчеств, что и остепенило императора. Возведение и обустройство храма опустошило казну Византийской империи в размере трех годовых доходов.


Мраморные колонны доставлялись из древних храмов Византийской империи (Собор Святой Софии, Стамбул)




Купол величественного храма до сих пор вызывает восхищение и удивление специалистов (Hagia Sophia, Стамбул)


Интересный факт: Несмотря на то, что проектировщики были известными математиками, еще во время строительства стали заметны их катастрофические просчеты. Стены здания не выдерживали вес купола и начали разъезжаться. Чтобы избежать казни, архитекторы разработали новый проект, включающий в себя создание боковых залов с полукуполами, укрепленными с внешней стороны ребрами жесткости, которые и остановили разрушение. Хотя во время землетрясений, произошедших вскоре после строительства, купол все-таки не удержался и рухнул. Его перестраивал армянский архитектор Трдат, создатель Анийского собора. Он его сделал намного выше, применив особенную ребристую кладку. Именно этот купол, имеющий внушительные размеры (диаметр 31 м, высота 55,6 м), простоял почти 900 лет.


Архитектурные особенности Софийского собора


Софийский собор, сооруженный в период расцвета Константинополя, стал одним из значимых православных храмов в истории храмостроения. Этому способствовало и его географическое расположение в столице Византийской империи и его уникальное архитектурно-художественное решение, сделавшее его шедевром в храмовом строительстве того периода.




Согласно исторической реконструкции Софийский собор изначально выглядел так


Софийский собор Константинополя – яркий образец перехода от базиликового храмового строительства к крестово-купольному строительству. С одной стороны план собора выглядит как прямоугольный четырехугольник (76х68) с тремя нефами, слегка вытянутый, как и полагается базилике. С другой стороны, его средний, более широкий неф является квадратным средокрестием, над которым расположен 30-диаметровый купол.


Невысокий центральный купол, находящийся на 50-метровой высоте от пола, состоит из 40 радиальных арок, базирующихся на прочном основании, созданном четырьмя массивными столбами и громадными арками. В нижней части купола, между арками находятся окна, визуально образующие единый световой пояс. Кроме этих окон, храм освещают еще и окна больших и малых ниш. Сферические треугольники, так называемые паруса, связывающие купол с прямоугольным объемом, стали в дальнейшем с успехом применяться в архитектуре.




Хотя купол собора неоднократно переделывался, он производит сильное впечатление


Подкупольное пространство значительно расширено за счет примыкающих довольно объемных ниш (западной и восточной) со своими полукупольными завершениями. Далее общее пространство храма расширяют более мелкие ниши, по три с каждой стороны. Восточную нишу основного объема продолжают ниши, одна из которых (центральная) является алтарной частью храма. На общем плане храма она выделяется выступающим полукругом апсиды. Центральная ниша из трех, примыкающих к западной нише, оформлена не в виде полукруга, а в виде прямоугольного короба с тремя дверьми, ведущими в притворы.


Арки боковых нефов с южной и северной стороны оформлены прекрасными колоннами из порфира и малахита. Их привезли специально из храмовых построек Египта и Малой Азии. За этими колоннами организованы галерейные пространства. Интересно, что в центре собора было обозначено место, являющееся символом центра Византийской империи. Здесь позднее короновали всех византийских императоров.




Место центра империи и коронования византийских императоров доступно для обзора


Есть в соборе и мистические места в виде медной «плачущей колонны», которая якобы исполняет желания и приносит исцеления, и прохладного окна, через которое в любое время года дует прохлада и слышится загадочный шум.


Внутренний интерьер храма, отражающий основные традиции византийского искусства, такие как грандиозность, пышность, торжественность, совершенствовался и после окончания строительства. Особенно после окончания периода иконоборчества. Стены покрывались сюжетными мозаичными росписями. До сегодняшнего дня сохранились мозаики 9-14 веков с изображениями серафимов, архангелов, Богоматери с младенцем Иисусом, некоторых пророков и святителей, византийских императоров и т.д.


Византийское мозаичное искусство собора


Гуляя по Софийскому собору, можно увидеть христианские и мусульманские элементы его декоративного убранства. К христианским в первую очередь относятся византийские мозаики, частично сохранившиеся на стенах, сводах, парусах и т.д. По ним можно проследить, как совершенствовалось искусство византийской мозаики с 9 века до 14 столетия. Все они созданы после окончания периода иконоборчества, во время которого первоначальное оформление храма было уничтожено.




Росписи Софийского собора, относящиеся к далекой старине, вызывают трепет


Неизменный интерес вызывает мозаичное полотно над входом притвора, на котором изображено благословение императора Льва Шестого Иисусом (9 век). Сам Христос изображен сидящим на престоле, император находится перед ним слева на коленях, а в находящихся с обеих сторон от Иисуса медальонах можно увидеть изображения Архангела Михаила и Богородицы.


Также на одном из столбов верхней галереи имеется уникальное прижизненное мозаичное изображение императора Александра Третьего на Пасхальном богослужении (начало 10 века). А мозаичное полотно Богоматери в наддверной арке южного вестибюля датируется концом 10 столетия. Здесь рядом с Богоматерью можно увидеть императоров Константина (справа) и Юстиниана (слева), которые преподносят ей ценные дары в виде города Константинополя и Софийского собора. Это едва ли не единственное произведение искусства древней Византии, где оба эти императора изображены вместе.




Изображение Богоматери с Константином и Юстинианом поистине уникально


Более поздними мозаичными полотнами Софийского храма (11 век) являются изображение Константина Девятого и его супруги Зои, преподносящих дары Иисусу и мозаика с Богородицей и предстоящим императором Иоанном Вторым и его супругой Ириной (12 век), которые находятся на стенах верхней южной галереи.




Константин Девятый и его жена Зоя рядом с Иисусом. Это мозаика 11 столетия


Там же можно обнаружить остатки мозаики Деисус, датируемой 13 столетием, на которой видно очень художественное и духовно насыщенное изображение Иисуса с Богородицей и Иоанном Предтечей.




От мозаики Деисус мало что сохранилось, но мастерство этого искусства восхищает


Самыми заметными для туристов мозаичными изображениями в основном зале являются фигуры серафимов, находящиеся в треугольниках восточных парусов. Эти изображения стали доступны для осмотра только с 2009 года.


Мусульманские архитектурные элементы в соборе


То, что с 15 столетия Софийский собор эксплуатировался в качестве мусульманской мечети, не могло не отразиться на ее архитектурном виде и оформлении интерьера. Про пристроенные минареты уже упоминалось выше. Но это касалось внешних изменений. Для мусульманских богослужений надо было оборудовать михраб (место, показывающее направление молитвы) и минбар (трибуна для имама). Но дело в том, что православный алтарь Софийского собора располагался с восточной стороны храма, а михраб надо было расположить на юго-восток, т.е. на Мекку, что и было сделано. Таким образом, молящиеся располагались под небольшим углом к центру основного объема помещения.




Мусульманский михраб находится в бывшем православном алтаре


Высокий и красивый резной минбар из мрамора появился в храме в правление Мурада Третьего к концу 16 столетия. А михраб в алтарной части был сооружен при реконструкции собора в середине 18 века султаном Махмудом Первым. Тот михраб, который видят сегодняшние туристы, является более поздней его реставрацией (середина 19 века). С двух сторон михраба находятся раритетные подсвечники из бронзы, которые в Стамбул привез сам Сулейман Великолепный из завоеванной им Буды.




Высокий резной минбар справа от михраба появился в храме в 16 столетии


Кроме того, в интерьере храма присутствуют 8-метровые щиты с сурами из Корана. Суры из Корана украшают собой и купол, закрыв более раннее изображение там Иисуса. Арабская вязь украшает и оконные витражи.




Оконные витражи в храме выполнены в традиционном мусульманском стиле


Помимо христианских и мусульманских знаков и символов, в храме можно найти следы Киевской Руси в виде славянских граффити 11-15 веков, а также следы скандинавских варягов в виде Рунических надписей. И те, и другие представляют собой аналогию современным надписям «здесь был тот-то».




В галереях собора оборудованы читальные залы для чтения религиозных книг


Посетить этот уникальный архитектурно-исторический памятник Стамбула, который находится на Площади Султанахмед, можно совершенно самостоятельно и бесплатно, но только в часы, не занятые намазом (молитвой). При посещении есть определенные требования по дресс-коду: всем посетителям надо снять обувь, а женщины должны закрыть голову и плечи платками.




При неспешном и детальном знакомстве с храмом можно прикоснуться к удивительной старине


Софийский храм открыт ежедневно с 9 часов утра. Закрывается он в 17 часов в зимний период, и в 18 часов в летний период.


Османские завоеватели


29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.


В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.


Особенности строительства храма


Перед входом в собор Айя-София – просторный двор с фонтаном. В храм ведут 9 дверей, право входа через центральный портал предоставляется императору и патриарху. На строительство храма доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.




Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.


Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».


Световой эффект храма


Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле.




Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью». Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев. «Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.


«Парящий» купол


Купольное сооружение, заметное со всех сторон, привлекало внимание грандиозным видом. Базилика увенчана куполом диаметром 31 метр, вознесенным на высоту 55 метров. Купол – центр композиции, олицетворяющий идею единения всех с Богом. Его сфера подобна куполу небес, обнимающему мироздание.


Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа, подпирающих громадные арки. Подкупольные арки возносятся на высоту, создавая эффект «парения» купола, который состоит из 40 радиальных арок. В нижних частях межарочных промежутков прорезаны окна, создающие ощущение сплошного светового пояса.




Лента окон усиливает впечатление, будто вознесенный на головокружительную высоту купол взлетел над храмом. К подкупольному пространству примыкают две колоссальные ниши с полусферическим верхом.




Архитектура и внутренне убранство


Мечеть (Собор) Святой Софии в Турции представляет собой прямоугольную базилику классической формы с тремя нефами, к западной части которой примыкают два притвора. Длина храма составляет 100 метров, ширина – 69,5 метров, высота купола – 55,6 метра, а его диаметр – 31 метр. Основным материалом при постройке здания выступал мрамор, но также использовались легкие кирпичи из глины и песка. Перед фасадом Айя Софии раскинулся двор, посередине которого установлен фонтан. А в сам музей ведут девять дверей: центральной из них в былые времена мог воспользоваться только сам император.




Но как бы величественно не выглядела церковь снаружи, истинные шедевры архитектуры заключены в ее внутреннем убранстве. Зал базилики состоит из двух галерей (верхней и нижней), выполненных из мрамора, специально завозившего в Стамбул из Рима. Нижний ярус украшают 104 колонны, а верхний – 64. В соборе практически невозможно найти участок, который бы не был декорирован. В интерьере представлены многочисленные фрески, мозаики, покрытия из серебра и золота, элементы из терракоты и слоновой кости. Существует легенда, гласящая, что изначально Юстиниан планировал оформить убранство храма полностью из золота, но прорицатели отговорили его, предрекая времена нищих и алчных императоров, которые не оставили бы и следа от такого роскошного сооружения.




Особую ценность в соборе несут в себе византийские мозаики и фрески. Они сохранились достаточно хорошо во многом благодаря тому, что пришедшие в Константинополь османы просто заштукатурили христианские образы, тем самым предотвратив их разрушение. С появлением в столице турецких завоевателей интерьер храма дополнился михрабом (мусульманское подобие алтаря), ложей султана и мраморным минбаром (кафедра в мечети). Также из интерьера ушли традиционные для христианства свечи, которые были заменены люстрами из лампад.




В оригинальном исполнении Ая Софья в Стамбуле освещалась 214 окнами, но со временем из-за дополнительных построек в святыне их осталось всего 181. В общей сложности в соборе насчитывается 361 дверь, сто из которых покрыты различной символикой. Ходят слухи, что всякий раз, когда ведется их подсчет, находятся новые, ранее ни кем не виданные двери. Под наземной частью строения были обнаружены подземные ходы, затопленные грунтовыми водами. Во время одного из исследований таких тоннелей учеными был найден секретный ход, ведущий от собора к другой знаменитой достопримечательности Стамбула – дворцу Топкапы. Также здесь были обнаружены драгоценности и останки людей.




Убранство музея настолько богато, что кратко описать его практически невозможно, и ни одно фото собора Святой Софии в Стамбуле не способно передать то изящество, атмосферу и энергетику, что присущи этому месту. Поэтому обязательно посетите этот уникальный памятник истории и лично убедитесь в его величии.


Как добраться


Собор Святой Софии располагается на площади Султанахмед, в старом городском районе Стамбула под названием Фатих. Расстояние от аэропорта Ататюрка до достопримечательности составляет 20 км. Если вы планируете посетить храм сразу по прилету в город, то добраться до места вы сможете на такси либо на общественном транспорте, представленном метрополитеном и трамваем.




Попасть в метро можно прямо из здания аэропорта, следуя по соответствующим указателям. Вам необходимо сесть на линию «М1» и доехать до станции Zeytinburnu. Стоимость проезда составит 2,6 tl. По выходу из подземки вам останется пройти чуть больше километра к востоку по улице Seyit Nizam, где располагается остановка трамвая линии Т 1 Kabataş – Bağcılar (цена за поездку 1,95 tl). Вам необходимо сойти на остановке Sultanahmet, и уже буквально через 300 метров вы окажетесь у собора.


Если вы отправляетесь к храму не из аэропорта, а из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам также нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.


Практическая информация



  • Точный адрес: Sultanahmet Meydanı, Fatih, İstanbul, Türkiye.

  • Стоимость посещения: бесплатно.

  • Расписание молитв можно посмотреть на сайте: namazvakitleri.diyanet.gov.tr.


Полезные советы


Если вы планируете посетить собор Святой Софии в Стамбуле, обязательно обратите внимание на рекомендации уже побывавших здесь туристов. Мы же в свою очередь, изучив отзывы путешественников, составили свой топ самых полезных советов:





  • Лучше всего отправляться к достопримечательности к 08:00-08:30 утра. После 09:00 у собора образуются большие очереди к кассам, а стоять под открытым небом особенно в разгар летнего сезона довольно изнурительно.

  • Если помимо Айя Софьи вы планируете посетить и другие знаковые места Стамбула с платным входом, то советуем вам приобрести специальную музейную карту, действующую только в рамках мегаполиса. Ее стоимость составляет 125 tl. Такой пропуск позволит вам не только сэкономить средства, но и избежать длинных очередей в кассы.

  • Перед тем, как ступить на ковер необходимо снять обувь.

  • Избегайте посещения мечети во время молитв (5 раз в день), особенно в полдень по пятницам.

  • Женщинам разрешен вход в Святую Софию только в платках. Их можно взять бесплатно при входе.

  • Делать фото внутреннего убранства здания можно, но молящихся фотографировать не стоит.

  • Обязательно захватите с собой воду. В летние месяцы в Стамбуле довольно жарко, поэтому без жидкости просто не обойтись. Воду можно купить и на территории собора, но стоить она будет в несколько раз дороже.

  • Посетившие музей туристы рекомендуют выделить на экскурсию по Святой Софии не более двух часов.

  • Чтобы ваши впечатления от посещения собора были максимально полными, советуем нанять гида. Найти проводника, говорящего на русском языке, можно прямо у входа. У каждого из них своя цена, но в Турции всегда можно сторговаться.

  • Если вы не хотите тратить деньги на гида, то приобретите аудиогид, а если и этот вариант вам не подходит, то перед посещением собора посмотрите подробный фильм об Айя Софье от National Geographic.

  • Некоторые путешественники не советуют посещать храм в вечернее время, поскольку, по их словам, только при дневном освещении можно в полной мере разглядеть все детали интерьера.




Постройки на территории


Фонтан


Построен в 1740 году султаном Махмудом I (1730-1754) и является шедевром османской архитектуры и одним из самых больших и красивых фонтанов в Стамбуле. Восемь мраморных колонн Мукарны с арками держат купол. Фонтан состоит из 16 секций, у каждой имеется бронзовый кран для ритуальных омовений. В его внутренней части выгравированы слова Аллаха «Мы всё сделали из воды».




Ажурный фонтан Махмуда 1


Мавзолеи


На территории собора располагается 5 склепов, в них хранится 145 саркофагов. Одна из самых красивых гробниц Стамбула склеп Султана Селима II находится здесь, её архитектор Синан . Этот склеп закончили лишь спустя три года после смерти султана, по обе стороны висят керамические панели с цветочным рисунком, они являются одними из самых красивых экземпляров керамики XVI века. Оригиналы табличек хранятся в Лувре, на гробнице же висят имитации. В склепе находится 41 саркафаг, в них покоятся члены султанской семьи.


Ещё 54 саркофага находятся в склепе Мурада III, 26 в склепе Султана Мехмеда III, 19 в склепе Мустафы I и Султана Ибрахима, а остальные 5 покоятся в склепе принца.




Вид на гробницы в Айя-Софии


Школа


Она была построена в 1740 году султаном Махмудом I в юго-западном дворе собора Святой Софии. До провозглашения собора музеем, здание использовалось по назначению — являлось начальной школой. Сейчас строение преобразовано в Отдел исследований и выставочный зал. Здесь проводятся конференции и встречи.


Часы


На территории есть еще и Музей часов. Перед ним находятся солнечные часы, которые показывают правильное время! А внутри — просто уникальные часы!




Солнечные часы


Библиотека


Одна из самых важных османских пристроек в здании, она построена султаном Махмудом I в 1739 году в южной части здания между двумя выносными опорами. Библиотека состоит из читального зала и хранилища и отделена от основного храма сетью из позолоченной бронзы, которую несут 6 колонн. Бронзовая сеть украшена цветами и изогнутыми ветвями. На двухстворчатых воротах библиотеки есть две ручки с надписью «Я Феттах» — это одно из 99 имен Аллаха.


Коридор, который сочетает в себе читальный зал и казначейство Кютюб украшены изразцами. Книжные полки изготовлены из розового дерева. Библиотека насчитывала около 5000 книг, их пожертвовали или передали ведущие деятели того времени и сам Султан Махмуд. В настоящее время в самом храме этих книг нет, они были переданы в Сулейманскую библиотеку в 1968 году.


Музей камней (колонн и капителей)


Айя-София возведена на древнейшем историческом месте — античном Акрополе. Вокруг собора проводились многочисленные раскопки, в ходе которых были найдены руины христианских храмов, украшенные резьбой по камню.


Было найдено большое количество колон и капителей. Музей находится на территории собора с западной стороны, под открытым небом.


Рекомендации по посещению и осмотру


Общие рекомендации



  • Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров – обычное дело.

  • После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном.

  • Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление.




Небольшая очередь у входа в музей Айя-София.


Последовательность осмотра


Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем – во второй притвор. (Притвор – это пристройка к храму). Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора.


Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки – мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии (на английском). Перед экраном – стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг, напротив него колокол, а далее – сувенирный магазин.




Купель для крещения в первом притворе.


Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой, на стенах – мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница (рампа) на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине (специальных носилках) на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами. Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота, по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже.




Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе.


Внутренний дворик крестильни (баптистерий). Попасть туда можно через второй притвор (идем в правую его часть), потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни (баптистерия). Купель большая, со ступенями. В ней крестили (обращали в веру) сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера (для младенцев). Посмотреть маленькую купель можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня (баптистерий) использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия.




Каменная купель во внутреннем дворике крестильни.


Крестильня (баптистерий). Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни (баптистерия) через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой (восточной) стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии.




Сосуды для хранения масла во внутреннем дворике крестильни.


Основное пространство собора. Из второго притвора через императорские ворота входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле.


Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол. Напомню, что диаметр купола – 30 метров, а высота – 56 метров. Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса.




Шестикрылый серафим. Лицо серафима закрашено многоугольной звездой. Размер изображения 11 метров.


Оглядываемся назад на императорские ворота. Слева и справа видим две мраморные вазы, привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами, которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов (7,5 метров в диаметре), на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима. В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов.




Исламские медальоны (7,5 метров). Надписи выполнены на коже.


Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион (12) и символизирует «Пуп земли», то есть «Центр Мира». В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение – что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина (13). Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве.


Идём дальше вперед. Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб (15) — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар (14) – высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь.




Омфалион (Центр Мира): здесь короновали византийских императоров.


Левая часть первого этажа. В левой части находится плачущая колонна (10), нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно. По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков.


Правая часть первого этажа. Здесь находится библиотека (17) султана Махмуда I. Книги привезены были сюда при правление этого султана. Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон.




Подъём по лестнице без ступеней (рампе) на второй этаж собора.


Второй этаж. Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице (рампе) (2) поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах (каменных ограждениях) надписи, сделанные скандинавскими рунами. Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму.


В правом (южном) крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло – правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста – останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.




Скандинавские руны, вырезанные на каменных парапетах.


Напротив гробницы находится мозаика Последний суд. Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики – в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже.


Здесь часто упоминалось императорское ложе. Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами. В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.


Где в соборе искать мозаики


Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик, которые были найдены на месте раскопок Большого дворца (сам дворец практически не сохранился).




Расположение мозаик в Соборе Айя-София в Стамбуле.


Мозаика № 1: Христос Панкратор (конец 10-го века). Находится во втором притворе над императорскими воротами (9). Это в западной части собора. На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.


Мозаика № 2: Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин. Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. На мозаике слева – император Юстиниан (строитель собора). В руках у него – собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине – Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа – император Константин (основатель города). В его руках – Константинополь, который он преподносит Богоматери.




Мозаика «Последний суд».


Мозаика № 3: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.). Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма. Хорошо видна практически из любой части здания – не заметить её сложно.


Мозаика № 4: Последний суд. Находится на втором этаже собора (южная часть) напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло. На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами.




Фрагмент мозаики «Последний суд». Лик Иисуса Христа.


Мозаика № 5: Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.). Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи. На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа.


Мозаика № 6: Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина (примерно 1120 г.). Находится рядом с мозаикой № 5 на втором этаже в восточной части храма южной галереи. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.




Мозаика Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.)


Серия мозаик архиереев: Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи.


Становление современного музея




Красота южной галереи даже спустя тысячелетие впечатляет и радует глаз (Собор Айя-София, Стамбул)


В 1923 г. Османская империя перестала существовать, превратившись в Турецкую Республику. Это повлекло за собой не только переименование столицы из Константинополя в Стамбул, но и переход религиозных объектов в светские. Во время руководства президента Кемаля Ататюрка (1934 г.), собор Святой Софии был превращен в музей. С тех самых пор началась реставрация и восстановление старинной святыни, что позволило очистить от штукатурки мозаики византийского периода императора Юстиниана и более поздние изображения, также были найдены элементы еще языческих храмов и множество символов, доказывающих, что храм сменил не одну религию. Снятие ковров позволило увидеть мраморные полы, под которыми сохранилось древнее основание.


Начиная с 1934 г. Софийский собор получил статус музея (Стамбул, Турция)




Понадобилось не одно десятилетие, чтобы восстановить духовный объект нескольких империй и религий (Hagia Sophia, Стамбул)


Исследования прилегающих территорий также помогли обнаружить фрагменты колоннады, принадлежащие эпохе императора Феодосия (до строительства каменного Софийского собора). Много лет Айя-София входит в состав объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, более известного как «Исторические районы Стамбула», что благотворно сказалось на его сохранении и восстановлении. До 2020 г. древней собор принимал туристов, которые нескончаемым потоком посещали известную на весь мир святыню, чтобы проследить захватывающую историю, сохранившуюся в различных архитектурных стилях и религиозных символах.


Как добраться до собора Айя-София


Айя София находится в центре европейской части Стамбула, в самом популярном и посещаемой районе города — Султанахмете, на улице Atmeydanı Caddesi.


Для тех, кто остановился в этом районе города (а большинство туристов предпочитают именно его, здесь сосредоточены основные достопримечательности и масса отелей), прогулка до Айя Софии не займет больше 15–20 минут пешком, на какой бы улице вы ни поселились.


От других районов Стамбула (например, от аэропорта Ататюрка, Аксарая, Университета) можно воспользоваться скоростным трамваем T1, который делает остановку на площади Султанаахмет (Sultanahmet).


Как пройти от остановки Султанахмет до собора Святой Софии — Google Maps


Если вы поселились около Галатской башни, улицы Истикляль или площади Таксим, удобнее всего проехать от Таксима вниз на фуникулере до остановки Кабаташ (Kabataş). Отсюда в сторону Айя Софии также отправляется трамвай T1, следующий по маршруту Kabataş-Bağcılar. Так же этот маршрут удобен, если вы живете недалеко от станции метро — вам нужно просто добраться на метро до Таксима, а дальше весь остальной путь до Айя Софии проехать как указано выше.


Из более отдаленных районов города часто удобно воспользоваться паромом — нужная вам станция Эминоню (Eminönü Harem) находится в 10 минутах пешком от Айя Софии.


До мечети можно доехать и на такси, вызвав машину. Планируя такую поездку, обратите внимание, что Стамбул — очень густонаселенный город с весьма активным и плотным трафиком на дорогах, в пробках здесь можно стоять часами. Часто общественный транспорт с выделенными линиями на дорогах, оказывается куда более быстрым и удобным способом добраться.


Стоимость билетов и способ их покупки


Обычный полный билет стоит около 12 евро или 14 долларов США (40 TL).


Студентам льгот нет.


Бесплатно могут пройти:



  • турецкие дети до 18 лет;

  • дети иностранных граждан до 12 лет;

  • граждане Турецкой Республики старше 65 лет;

  • инвалиды и один сопровождающий;

  • солдаты и сержанты;

  • владельцы карт COMOS, UNESCO, ICOM;

  • студенты, обучающиеся в Турции по программам обмена (например, Erasmus) при предъявлении контракта.


Купить билет можно:



  • в кассе, отстояв «живую» очередь;

  • в автоматах, расположенных на входе, напротив касс (автомат не принимает наличные, а карта должна быть с чипом — с магнитной полосой не подходит);

  • на сайте музея (ссылка здесь).




Вход на территорию захоронений султанов свободный.


Время работы


С 10 июля 2020 Айя-София работает как мечеть. Посещение закрыто в период намазов.


Месторасположение (сайт, адрес, как добраться)



  • Официальный сайт: ссылка

  • Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Turkey

  • Телефон: +90 (212) 522 17 50


До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет. Далее следуйте через парк Султанхмет.


Актуальная стоимость билетов


Входной билет стоил 100 турецких лир, принимали как наличные, так и карты. Детям до семи лет вход свободный (правда, бесплатный билет тоже нужно получить в кассе).


Теперь, после превращения в мечеть — вход свободный для всех.


С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию


Любопытные факты



  • Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.

  • В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.

  • Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.

  • В Соборе Айя-София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.




Роспись арок на штукатурке.



  • Москва — Третий Рим. После падения Константинополя (Второго Рима) и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом.

  • Туринская плащаница, по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия).

  • В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились.




Считается, что собор обладает колоссальной энергетикой.


Что посмотреть рядом


Рядом, конечно же, много всего интересного — и Голубая мечеть, и Дворец Топкапы, и Археологический музей, и музей исламского и турецкого искусства, и еще много чего.


Но раз уж в этом тексте речь идет о главной достопримечательности византийского православия, дабы не смешивать все вместе, назову лишь пару тематических мест.


Собор Святой Ирины


Выйдя из Айя-Софии прогуляйтесь в сторону дворца Топкапы, буквально в пяти минутах ходьбы вы увидите еще один собор, который совсем недавно открыли для посетителей.




Это один из старейших храмов Константинополя — Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею.




Сейчас там еще вовсю ведутся реставрационные работы, и лично мне очень понравилась идея открытия собора-музея для посещения на раннем этапе его восстановления.






Кучук Айя-София (Малая Святая София)


Я уже писала, что пятью годами раньше начала строительства Святой Софии ее архитекторы Анфимий и Исидор построили храм Великомучеников Сергия и Вакха. Юстиниан его очень любил и пригласил тех же зодчих повторить его образ в более крупном масштабе, поэтому в сходстве соборов нет ничего удивительного.


В период Бейязида II османы превратили храм Сергия и Вакха в мечеть и дали ей название «Кучук Айя-София», что значит «Маленькая Святая София».


Если вы пройдете от музея Айя-София в сторону Голубой мечети, затем будете двигаться вниз в сторону моря,




вы попадете в довольно тихое место. Лично мне здесь очень нравится.




Зайдите во двор, познакомьтесь с его «обитателями».






А потом пройдите внутрь.


Мозаики все еще покрыты штукатуркой, внутреннее убранство скучновато, здесь нет ничего такого, от чего захватывает дух.




Но мне было любопытно сравнить собор с его «младшей сестрой», и впечатления остались довольно интересные. Зайдите, проверьте, это не займет слишком много времени.


Музей мозаики


И, если хотите дополнить художественный образ древнего Константинополя, зайдите в музей византийской мозаики, который находится на месте бывшего Большого Дворца императоров, буквально за Голубой мечетью.






Великолепные византийские мозаики были обнаружены при раскопках Большого Императорского дворца, но это уже другая история…


Источник


Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя. Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах. Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным. Содержание Toggle Краткая история Мистика собора Айя-София Предшественники собора Айя-София Этапы строительства Архитектурные особенности Софийского собора Византийское мозаичное искусство собора Мусульманские архитектурные элементы в соборе Османские завоеватели Особенности строительства храма Световой эффект храма «Парящий» купол Архитектура и внутренне убранство Как добраться Практическая информация Полезные советы Постройки на территории Фонтан Мавзолеи Школа Часы Библиотека Музей камней (колонн и капителей) Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Последовательность осмотра Где в соборе искать мозаики Становление современного музея Как добраться до собора Айя-София Стоимость билетов и способ их покупки Время работы Месторасположение (сайт, адрес, как добраться) Актуальная стоимость билетов Любопытные факты Что посмотреть рядом Собор Святой Ирины Кучук Айя-София (Малая Святая София) Музей мозаики Краткая история Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице. После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. До июля 2020 г в стенах комплекса было запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видели в таком решении ущемление свободы вероисповедания. В итоге, 10 июля 2020 г властями было принято решение о возможности проведения молитв мусульман. В этот же день после указа президента Турции Эрдогана Айя Софья официально стала мечетью. Мистика собора Айя-София «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…». Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом. Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть. Этот котлован перед входом в собор Айя-София – результат раскопок более древних построек, которые располагались здесь ещё до строительства храма. Предшественники собора Айя-София Как и многие другие храмы, Собор Святой Софии (Hagia Sophia) возведен на месте, где не одно столетие до этого стояли религиозные объекты. Исследователи уверены, что на месте существующего по сей день собора во времена Римской империи был воздвигнут языческий храм, который несколько раз восстанавливался из-за пожаров. Собор Святой Софии в 1848 г. (рисунок Гаспара Фоссати, из альбома «Айя София в Константинополе») В период правления императора Константина I в 324—337 гг. вместо языческого культового объекта была создана первая христианская церковь, которая постоянно перестраивалась и расширялась его сыном – императором Констанцием II (согласно рукописям Сократа Схоластика). Внутреннее убранство собора Айя-София глазами Гаспара Фоссати (рисунок из альбома «Айя София в Константинополе») Исторические предпосылки: Во времена Византии Константинополь превратился в важный политический, экономический и христианский центр. С тех пор константинопольский епископ уступал в силе и престиже только Римскому Папе, который по сей день считается Верховным понтификом. Во все времена собор Святой Софии привлекал внимание неординарными архитектурными формами и масштабом (Стамбул, Турция) Такое перераспределение наложило свой отпечаток на историю собора Святой Софии, ведь требовалось возведение более вместительного и помпезного здания. Непредвиденным толчком к строительству «Великой церкви» стал пожар, который полностью разрушил первый собор Святой Софии. Вскоре после трагических событий в 532 г. по приказу императора Юстиниана I началось строительство новой святыни, которая «должна была стать украшением столицы и служить выражением величия империи». Этапы строительства Макет и план-чертеж собора Святой Софии Чтобы создать величественный храм, император распорядился выкупить прилегающие территории и пригласил лучших зодчих того времени – Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые были больше математиками и инженерами нежели архитекторами. Это и сыграло важную роль в формах и конструкционных особенностях сооружения, которые произвели революцию в храмовом строительстве христиан, ведь до этих пор никто не проектировал купольные, почти квадратные церкви. Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении 1500 лет (Hagia Sophia, Стамбул) Выполняя пожелания императора, для строительства использовались лишь самые лучшие материалы и элементы древних храмов (колонны для портика), которые доставлялись из храма Солнца, из Эфеса и других культовых мест. Кроме того, при возведении собора использовались мрамор, золото, серебро, слоновая кость, медь, стекло, самоцветы и даже алмазы. Обилие невиданной роскоши привело к появлению легенд и жутких пророчеств, что и остепенило императора. Возведение и обустройство храма опустошило казну Византийской империи в размере трех годовых доходов. Мраморные колонны доставлялись из древних храмов Византийской империи (Собор Святой Софии, Стамбул) Купол величественного храма до сих пор вызывает восхищение и удивление специалистов (Hagia Sophia, Стамбул) Интересный факт: Несмотря на то, что проектировщики были известными математиками, еще во время строительства стали заметны их катастрофические просчеты. Стены здания не выдерживали вес купола и начали разъезжаться. Чтобы избежать казни, архитекторы разработали новый проект, включающий в себя создание боковых залов с полукуполами, укрепленными с внешней стороны ребрами жесткости, которые и остановили разрушение. Хотя во время землетрясений, произошедших вскоре после строительства, купол все-таки не удержался и рухнул. Его перестраивал армянский архитектор Трдат, создатель Анийского собора. Он его сделал намного выше, применив особенную ребристую кладку. Именно этот купол, имеющий внушительные размеры (диаметр 31 м, высота 55,6 м), простоял почти 900 лет. Архитектурные особенности Софийского собора Софийский собор, сооруженный в период расцвета Константинополя, стал одним из значимых православных храмов в истории храмостроения. Этому способствовало и его географическое расположение в столице Византийской империи и его уникальное архитектурно-художественное решение, сделавшее его шедевром в храмовом строительстве того периода. Согласно исторической реконструкции Софийский собор изначально выглядел так Софийский собор Константинополя – яркий образец перехода от базиликового храмового строительства к крестово-купольному строительству. С одной стороны план собора выглядит как прямоугольный четырехугольник (76х68) с тремя нефами, слегка вытянутый, как и полагается базилике. С другой стороны, его средний, более широкий неф является квадратным средокрестием, над которым расположен 30-диаметровый купол. Невысокий центральный купол, находящийся на 50-метровой высоте от пола, состоит из 40 радиальных арок, базирующихся на прочном основании, созданном четырьмя массивными




Лучшие новости сегодня


( 0 ) Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют. Вы можете стать первым. Оставьте свое мнение!

Оставить комментарий


  Клуб - Юмора
Рейтинг@Mail.ru