Кто такие Музы, сколько их, как они могу из человека сделать талантище - «Клуб - Юмора» » Клуб - Юмора.
Навигация: Клуб - Юмора.. » Природа » Кто такие Музы, сколько их, как они могу из человека сделать талантище - «Клуб - Юмора»

Кто такие Музы, сколько их, как они могу из человека сделать талантище - «Клуб - Юмора»

Кто такие Музы, сколько их, как они могу из человека сделать талантище - «Клуб - Юмора»
✔ Клуб - Юмора. →  Фото и видео приколы и всё это на нашем портале, наши журналисты стараються для вас,
чтоб поднять вам настроение в щитанные секунды.
→ Все фото и видео приколы и новинки сети интернет находятся здесь на нашем портале. Клуб - Юмора...


Любому творческому человеку хотя бы раз в жизни приходилось испытывать творческие муки. Каждому известно, что для того, чтобы создать красивую картину или изысканную поэзию, необходимо найти вдохновение. Муза – это то самое озарение, которое окрыляет человека и помогает создавать ему прекрасные произведения искусства.



  • 2 9 муз Древней Греции

    • 2.1 Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма

    • 2.2 Клио, муза истории

    • 2.3 Мельпомена, муза трагедий

    • 2.4 Талия, муза комедии

    • 2.5 Полигимния

    • 2.6 Терпсихора

    • 2.7 Эвтерпа

    • 2.8 Эрато

    • 2.9 Урания

      • 2.9.1 Легенда о дочерях Пиэра

      • 2.9.2 Как Урания представлена в искусстве

      • 2.9.3 Интересные факты об Урании





  • 3 Старшие музы

    • 3.1 Музы Алоадов

    • 3.2 Дельфийская версия

    • 3.3 Дочери Аполлона



  • 4 Списки муз по другим вариантам

    • 4.1 Согласно Цецу

    • 4.2 Согласно Эпихарму

    • 4.3 Девять Пиерид

    • 4.4 Другие имена муз




Кто такие музы?



Кто такие Музы, сколько их, как они могу из человека сделать талантище - «Клуб - Юмора»

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:



  • Каллиопа – муза эпической поэзии;

  • Клио – муза истории;

  • Мельпомена – муза трагедии;

  • Талия – муза комедии;

  • Полигимния – муза священных гимнов;

  • Терпсихора – муза танца;

  • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;

  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;

  • Урания – муза науки.


Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали.


Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.


Почитание муз в культуре


Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».


Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.


9 муз Древней Греции


Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.




Муза Каллиопи


Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.


Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.


Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.




Муза Эвтерпа


Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.


Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.


От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.




Муза Мельпомена


Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые  бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.


Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.


Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.




Муза Талия


Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.


Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.




Муза Эрато


Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.


Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.


В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.




Муза Полигимния


А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.


Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.


С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.




Муза Терпсихора


Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.


Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.




Муза Клио


В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.


Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.


Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.




Муза Урания


Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.


Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.


Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.


Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма


Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.


Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.


Клио, муза истории


О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему”. История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.


В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.


Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.


Мельпомена, муза трагедий


Мельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.


Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.


Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.


Талия, муза комедии


Талия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.


В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.


Талия была женой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.


Полигимния


муза священных гимнов, с греч. «много гимнов»


Она муза ораторов и гимнов, способна наполнить речь чувством, заставить аудиторию внимать оратору, вдохновленному ею. Перед важным выступлением ораторы просили ее о помощи. Дар убеждения – сильнейшее оружие. Поэтому ее можно увидеть, закрывающую рот пальцем, что символизирует молчание и рассудительность. Способна наполнить сердце для молитвы, чтобы донести их богам.


Терпсихора


муза танца, с греч. «удовольствие в танце»


Молодая, подвижная с очень стройной фигурой, Терпсихора муза танца. Танец был божественным искусством, и танцевать надо в соответствии с ритмом своего сердца. Она вдохновляет танцующих, наполняя хореографию чувством и смыслом. Благодаря ей, танцор будет способен показать не только технику, но и передать сильные эмоции.


Эвтерпа


Все те, кто умел слагать чувственные строки, их называли последователями Евтерпы.




Эрато


И, наконец, как обойтись без дара любить. Многие влюбленные обращались к ней в тяжелые минуты расставаний и просили воссоединения с любимой или любимым. Ее голову украшали розы как символ вечной любви.


Урания


Урания, муза науки, держит в руках глобус и циркуль. Она самая умная из сестер, поэтому, кто постиг гранит науки, тот, значит, одарен самой Уранией.




Легенда о дочерях Пиэра


В мифах сохранилась история о царе Пиэре, который жил в Македонии и имел девять прекрасных дочерей. Девушки были не только удивительно красивы, но и талантливы. Каждая из них обладала приятным голосом и идеальным музыкальным слухом. Однажды тщеславные принцессы решили посоревноваться с самими музами и вызвали их на творческий поединок. Однако в этой борьбе талантов первенство досталось Каллиопе, но упрямые девушки отказались признавать ее победу и объявили результаты соревнования недействительными. В ответ на такую дерзость Урания превратила девятерых красавиц в сорок, которые были призваны вечно оглашать окрестности своими резкими и неприятными голосами.


Именно поэтому эллины считали, что только с чистыми помыслами и сердцем можно обращаться к музам.


Как Урания представлена в искусстве


Многие музеи мира обладают скульптурами и барельефами, на которых присутствуют изображения муз, естественно и Урании. Поэты и прозаики, довольно часто, воспевали её в своих произведениях. У Ломоносова в одной из од, посвящённой императрице Елизавете, упоминается Урания. У Федора Тютчева и Иосифа Бродского есть целые серии стихов, которые они посвятили ей.




Интересные факты об Урании


Древнегреческая мифология крайне запутана, и непосвященный человек может легко запутаться в пантеоне богов и различных эфемерных созданий. Но музы — это особенная страница в мифах Древнего мира. Мало кто имеет представление о том, насколько важное место занимала Урания среди своих сестер и других богинь. Мы собрали самые интересные факты о покровительнице наук:



  • Урания вместе с богинями моря сопровождала умершие души на остров Счастливых.

  • На территории нашей страны существует музей Урании.

  • Пифагор написал научный труд, где объяснял схожесть правил построения музыкальных композиций с расстоянием между небесными сферами, которое умела измерять муза астрономии.

  • Уранию часто сравнивали с Афиной Палладой, покровительницей греческих Афин.

  • В древних мифах есть упоминание о том, что сам Аполлон был пленен умом Урании и полюбил ее, от этого союза она родила сына.


Многие современники считают, что история с древнегреческими музами не лишена смысла. И в наш сегодняшний век прогресса человечеству не помешало бы придумать еще одну музу, которая направляла и вдохновляла бы нас. Но вряд ли стоит выдумывать что-то новое там, где все уже сделано за нас. Ведь муза Урания — это не только покровительница наук, но и всего того, что они дают. А, следовательно, именно ее можно считать музой прогресса, вызванного научной революцией в умах людей.


Старшие музы


Иногда говорят, что муз было три  (таково мнение Эфора  ). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи  . Согласно Мимнерму, дочери Урана и Геи. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре.


Согласно Марку Туллию Цицерону, отцом старших муз (первое поколение муз) являлся Юпитер второй — сын Неба и отец Минервы. Второе поколение из девяти муз произошло, по Цицерону, от Юпитера третьего и Мнемозины, а третье (пиериды или пиерии) — тоже девять муз с теми же именами — родились от Пиерона и Антиопы.


Согласно же Варрону и Авсонию  , жители Киферона наняли трёх мастеров и поручили каждому сделать медные статуи трёх муз, чтобы потом выбрать из них лучшие три и поместить в храм Аполлона. Однако все статуи оказались настолько прекрасны, что жители не смогли выбрать лучшие. В итоге были куплены и освящены в храме все девять, а поэт Гесиод позже дал им новые имена.


Музы Алоадов


Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады. У Аполлодора нет старших муз.



  • Аэда («Песнь»). Одна из старших муз;

  • Мелета («Опытность»). Старшая муза;

  • Мнема («Память»). Старшая муза  , упомянута у Орфея.


Дельфийская версия


По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф  , три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:



  • Гипата ( англ. ) («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).



  • Меса ( англ. ) («Средняя»), покровительствует сфере планет.

  • Нета, или Нэта ( англ. ) («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.


Дочери Аполлона


По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида.



  • Либо старшие музы — дочери Зевса второго: Телксиопа , Аэда , Арха , Мелета.

  • О старших музах, рождённых от Крона, говорит Мусей.


Списки муз по другим вариантам


Согласно Кратету, муз было восемь  , по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).


Согласно Цецу


Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа  . Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.


Согласно Эпихарму


Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера.


Девять Пиерид


Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение антонима слова «Музы» — Пиериды.


От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые.


Другие имена муз



  • Гимно. По надписям на вазах.

  • Каллихора. По надписям на вазах.

  • Полиматия. Так сикионцы называют одну из трех муз.

  • Стесихора. По надписям на вазах.

  • Хоро (или Хороника). По надписям на вазах.


Источник


Любому творческому человеку хотя бы раз в жизни приходилось испытывать творческие муки. Каждому известно, что для того, чтобы создать красивую картину или изысканную поэзию, необходимо найти вдохновение. Муза – это то самое озарение, которое окрыляет человека и помогает создавать ему прекрасные произведения искусства. 2 9 муз Древней Греции 2.1 Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма 2.2 Клио, муза истории 2.3 Мельпомена, муза трагедий 2.4 Талия, муза комедии 2.5 Полигимния 2.6 Терпсихора 2.7 Эвтерпа 2.8 Эрато 2.9 Урания 2.9.1 Легенда о дочерях Пиэра 2.9.2 Как Урания представлена в искусстве 2.9.3 Интересные факты об Урании 3 Старшие музы 3.1 Музы Алоадов 3.2 Дельфийская версия 3.3 Дочери Аполлона 4 Списки муз по другим вариантам 4.1 Согласно Цецу 4.2 Согласно Эпихарму 4.3 Девять Пиерид 4.4 Другие имена муз Кто такие музы? Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом: Каллиопа – муза эпической поэзии; Клио – муза истории; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муза комедии; Полигимния – муза священных гимнов; Терпсихора – муза танца; Эвтерпа – муза поэзии и лирики; Эрато – муза любовной и свадебной поэзии; Урания – муза науки. Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие». Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре. Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз. Почитание муз в культуре Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей». Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз. 9 муз Древней Греции Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология. Муза Каллиопи Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком. Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности. Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер. Муза Эвтерпа Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие. Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок. От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера. Муза Мельпомена Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен. Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов. Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям. Муза Талия Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре. Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья. Муза Эрато Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака. Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной. В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда. Муза Полигимния А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной. Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине. С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия. Муза Терпсихора Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы. Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору. Муза Клио В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии. Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде. Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф. Муза Урания Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус. Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы. Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός. Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и




Лучшие новости сегодня


( 0 ) Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют. Вы можете стать первым. Оставьте свое мнение!

Оставить комментарий


  Клуб - Юмора
Рейтинг@Mail.ru