Откуда взялся собор Василия Блаженного на Красной площади, можно ли в него попасть - «Клуб - Юмора» » Клуб - Юмора.
Навигация: Клуб - Юмора.. » Природа » Откуда взялся собор Василия Блаженного на Красной площади, можно ли в него попасть - «Клуб - Юмора»

Откуда взялся собор Василия Блаженного на Красной площади, можно ли в него попасть - «Клуб - Юмора»

Откуда взялся собор Василия Блаженного на Красной площади, можно ли в него попасть - «Клуб - Юмора»
✔ Клуб - Юмора. →  Фото и видео приколы и всё это на нашем портале, наши журналисты стараються для вас,
чтоб поднять вам настроение в щитанные секунды.
→ Все фото и видео приколы и новинки сети интернет находятся здесь на нашем портале. Клуб - Юмора...


Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.



  • 7 Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?

  • 8 Ослепили ли Барму и Постника?

  • 9 Всегда ли собор был таким пестрым?

  • 10 Депозитарий для царя?

  • 11 Кто хотел снести собор?

  • 12 Собор Василия Блаженного сегодня

  • 13 Внешний вид Собора Василия Блаженного

  • 14 Интерьер собора Василия Блаженного

  • 15 Архитектура и убранство храма

  • 16 Св.Василия Блаженный и святыни собора

  • 17 Видео: тайна куполов

  • 18 Архитектура собора на Красной площади

    • 18.1 Собор Василия Блаженного: интересные факты

    • 18.2 Режим работы музея «Покровский собор»

    • 18.3 Экскурсии

    • 18.4 Как добраться до храма Василия Блаженного



  • 19 Мифы и легенды


Житие и чудеса Василия Блаженного


Наиболее древним источником, где сообщается о Блаженном Василии, является «Книга степенная царского родословия» (1563 г.). Полное житие было составлено по распоряжению св. патриарха Иова не ранее 1589 года, вскоре после канонизации святого в 1588 году. Древнейший список полного жития, а после него похвальное слово, описание чудес и два сказания содержатся в Четьи-Минеи за август.



Откуда взялся собор Василия Блаженного на Красной площади, можно ли в него попасть - «Клуб - Юмора»

На основании Святцев 1646 года и некоторых летописей XVII века, наиболее вероятным представляется, что Блаженный Василий родился в 1468 или 1462 году и преставился в 1552 году в возрасте 88 или 94 лет, то есть жил он в царствование Иоанна III Васильевича (1462-1505 гг.) и Иоанна IV Васильевича Грозного. Преставился же в правление митрополита Макария (1543-1564 гг.), который очень почитал и уважал святого еще при его жизни, а после смерти лично отпевал его, и через которого святой стал известен Ивану Грозному. Как говорится в Прологе 1660 г. и в Святцах 1646 г., Блаженный Василий родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове» — сегодня это Старая Басманная улица в Москве. Родители святого, Иаков и Анна, были небогаты, поэтому еще в детстве отдали мальчика на обучение к сапожнику, в мастерской которого у Василия впервые проявился пророческий дар. Однажды купец, который привез в Москву хлеб, заказал в мастерской сапоги, на что Василий рассмеялся и заплакал. Когда сапожник спросил его, почему он плачет, тот ответил, что купец, хоть и заказал сапоги, но надеть их не успеет, потому что совсем скоро умрет. Пророчество сбылось: уже на следующий день заказчик умер. Вскоре после этого события, в возрасте 16 лет, святой надевает вериги, принимает обет молчания и непрестанной умной молитвы и вступает в тяжелейший подвиг юродства Христа ради, в котором и пробыл до самой смерти — около 80 лет. Юродивых всегда почитали на Руси, считали Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, умертвлявшими свою плоть голодом, холодом и веригами, очищенных Благодатью Святого Духа и потому дерзавших безнаказанно говорить правду в глаза кому угодно, даже самому царю. В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления… Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше». Поэтому он также был известен под прозвищем Василий Нагой.


С его наготой связано чудо исцеления одной из торговок, которые разом ослепли после того, как посмеялись над наготой угодника Божия. Одна из них немедленно раскаялась, и тут же была исцелена по молитве святого Василия.


Он старался помогать всем, кто нуждался в помощи, а особенно тем, кто стыдился такую помощь просить. Однажды он отдал богатые царские подарки некоему иностранному купцу, который потерял свое состояние и уже голодал несколько дней, не смея, стыда ради, просить помощи из-за своего высокого статуса.


Часто блаженный посещал государственную тюрьму для винопийц, чтобы своим боговдохновенным словом наставлять на верный путь заблудших рабов Божьих, помогать им вернуться к нормальной христианской жизни.


Святой Василий имел обыкновение швырять камнями в углы домов благочестивых людей, а углы домов, где бесчинствовали, обычно обнимал и целовал. Когда его попросили объяснить такое странное поведение, его ответ был прост: когда в доме живет святость, то бесы не могут войти внутрь и стоят вне, а когда в доме грех, то туда не могут зайти ангелы, и уже они стоят снаружи. Василий же, видя стоящих снаружи бесов, швыряет в них камнями, а когда видит ангелов, то обнимает их и приветствует целованием, а вовсе не углы, как может показаться со стороны.


Однажды святой на рынке нарочно опрокинул лоток с калачами, а в другой раз разлил кувшин с квасом. Оба раза его начинали бить, будто он вредитель, но тут же выяснялось, что недобросовестный пекарь подмешивал в свои калачи известь и мел для экономии, а квас был перебродившим.


Однажды на глазах у изумленной толпы богомольцев камнем разбил образ Богородицы на Варва́рских воротах, с давних пор почитавшийся чудотворным. Когда паломники, приехавшие молиться у образа со всех уголков Руси, схватили его и стали бить «смертным боем», юродивый попросил их поскрести краску на иконе. Когда краску удалили, то, к ужасу окружающих, открылось, что икона была адописной: под ликом Богоматери скрывался второй слой с намалеванной «дьявольской харей».


Также блаженный, которого почитали уже при жизни, однажды принял от некоего боярина в дар дорогую лисью шубу и ходил в ней в мороз. Когда же разбойники захотели обманом отобрать у святого шубу, то попросили его для погребения укрыть ей тело одного из своих товарищей, который притворился для этого мертвым. Святой так и сделал, однако, увидев в Духе, что его обманывают, сказал обманщику: «шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Мнимый мертвец оказался после этого и вправду мертв.




Святой Василий отдает свою шубу лихим людям


Святого почитали также и иноземцы, считая его покровителем морских путешественников: летописи описывают случай, когда святой, будучи в Москве, утишил бурю в Каспийском море и спас тем самым торговые суда купцов.


Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощения, и только после этого смог достроить церковь.


Также блаженный Василий имел славу прозорливца. В 1521 году в Успенском соборе Кремля ему было «огненное видение» от Владимирской иконы Божией Матери, возвещавшее гнев Божий на москвичей и скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, который опустошил в тот раз все окрестности Москвы так же, как и все земли на пути к Москве, и увел с собой огромный полон.


20 июня 1547 года он «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже умилно зря, умную молитву деиствуя и плача неутешно». Сегодня это район улицы Воздвиженка. Чрезвычайно долгой и проникновенной казалась окружающим эта молитва святого, очень глубокой была его печаль. На следующий день, 21 июня, в этом монастыре вспыхнул пожар, и началась на Москве, по выражению летописца, «буря велика, и потече огнь яко же молния». Это был самый ужасный пожар, который когда-либо бывал в городе. Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и издалека смотрел, как столица превращается в пепел. За день город был полностью уничтожен пламенем — не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа».


Иоанн IV Васильевич был свидетелем подвигов блаженного и был его почитателем, хотя святой постоянно обличал царя за его жестокое отношение к подданным. Однажды во время трапезы у царя святой трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что в это время в Новгороде действительно начался пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Новгородцы, приехавшие после этого события в Москву, опознали в святом Василии этого мужа.


В другой раз во время литургии в кремлевском Успенском соборе царь размышлял о постройке нового дворца на Воробьевых горах. Святой же спрятался в угол. На вопрос царя, почему блаженного Василия не было на службе, тот ответил, что он-то был, а вот царь ходил мыслью по Воробьевым горам и строил себе там дворец.


Отошел к Богу блаженный Василий 2 августа 1552 года. После смерти святого его мощи начали источать исцеления: слепые прозревали, немые начинали говорить. Самый невероятный случай произошел в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа по его молитвам исцелились 120 человек.


Святой был похоронен у церкви Святой Троицы на Рву. В память о взятии Казани в 1554 году на этом месте Иоанн Грозный приказал строить Покровский Собор, более известный сегодня как собор Василия Блаженного. В 1586 году мощи святого стали источать множество чудесных исцелений, поэтому в этом же году по приказу Федора Иоанновича над могилой был поставлен храм имени святого (сегодня это Васильевский придел Покровского храма), сооружена серебряная, вызолоченная и отделанная жемчугом и драгоценными камнями рака. Мощи святого покровителя Москвы до сего дня почивают в этом храме под спудом.




Сень над могилой Василия Блаженного


Фотографии Храма Василия Блаженного
















Тропарь, кондак и канон Василию Блаженному


Тропарь, глас 3


Житие твое, Василие, неложно, и чистота нескверна, Христа ради тело свое изнуряя постом и бденнием, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце, и ныне приходят к тебе русстии собори, царие и князи и все людие, восхваляюще твое святое успение. Того убо моли и тому помолися благоюроде, да избавит ны от варварьскаго пленения, и междоусобныя брани, мир мирови даровати, и душам нашим велию милость.


Кондак, глас 4


Духом Божиим водим, преблаженне Василие, отрясе мирский мятеж, и жития треволнения возгнушася, совлечеся одеяний тленных и облечеся в ризу безстрастия, убежа ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во своем языце, паче замнаго богатьства избра богатьство небесное и увязеся венцем терпения, и ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога, отворящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие.


Василий Блаженный. Иконы


Блаженный Василий изображается на иконах нагим старцем («праведным нагоходцем») с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой.




Блаженный Василий, Московский Чудотворец. Икона, конец XVI — начало XVII вв.




Святой Василий Блаженный. Икона




Святой Василий Блаженный. Икона




Св. Василий Блаженный в молении ко Христу. Икона из собора Покрова на рву. Кон. XVI — нач. XVII вв.


Собор Василия Блаженного фото




Собор Василия Блаженного — Русская Православная святыня, а так же архитектурный памятник, фактически являющийся визиткой нашей страны наравне с кремлем.




Собор Василия Блаженного менее известный в официальной его форме — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, расположен на красной площади Китай города в Москве.




Сегодня Собор Василия Блаженного является самым узнаваемым символом не только в Москве но и в России. Ежегодно тысячи туристов приезжают в Москву и первое место для посещения это конечно же Собор Василия Блаженного.




Сегодня храм является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Часть храма работает в формате музея, и туристы могут ознакомится с внутренним убранством храма, посмотреть на рукописные иконы 16 века, экипировку воинов защищавших столицу и многое другое.




Весь храм состоит из 8 церквей расположенных внутри собора. На фото вы видите структуру Собора Василия Блаженного.




Издревле храм был окружен Божией благодатью, наверно только по этому он смог сохранится в таком состоянии до наших дней. Ведь собор был построен в 1561 году. Строительство закончилось в кратчайшие сроки, всего за 6 лет был построен удивительный по красоте и размерам Православный храм.




Икона в музее Собора Василия Блаженного.




В настоящее время доподлинно неизвестна причина постройки такого храма. Существует множество версий, основная из них это взятие Казани. Так же неизвестно по чьему проекту выполнялись работы. Есть версия что после строительства архитекторов убили, что бы уже никогда ничего подобного не строилось.




Храм создавался во времена правление Ивана Грозного, именно по его приказу и было построено это архитектурное чудо.




Храм Василия Блаженного фото.




Картина Красной площади в Москве, на заднем фоне Храм Василия Блаженного.


История Покровского собора


История строительства Покровского собора хранит немало тайн. Замысел возведения обетного храма в знак благодарения за одержанную победу над Казанским ханством принадлежал царю Ивану IV. Немаловажную роль в разработке и воплощении идеи сыграл митрополит Макарий. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквах, стоявших на месте Покровского собора. Это порождало немало догадок, версий и легенд. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора в 1555-1561 гг., сохранившегося до наших дней. Сообщая о закладке Покровского собора, летопись, к сожалению, не называет имена его строителей. Они известны по другим, более поздним источникам – это Постник и Барма.

В конце XVI в. собор претерпел первые изменения во внешнем облике – шлемовидные купола были заменены на фигурные. В 1588 г. состоялась канонизация одного из самых почитаемых московских юродивых Христа ради – Василия Блаженного. Над его захоронением к собору была пристроена церковь.


Икона. Св. Василий Блаженный. Конец XVII — конец XVIII


В 1670 г., во время правления царя Алексея Михайловича Романова, была сооружена шатровая колокольня на месте открытой звонницы. В 1681-1684 годах первоначальный облик собора был существенно изменен: внешняя галерея была перекрыта кирпичными сводами, над открытыми лестницами возвели крыльца с шатриками, расписали внешнюю и внутреннюю галереи и крыльца. На фасаде была укреплена изразцовая храмозданная роспись, которая была уничтожена во время перекрытия крыши в 1772 г. В 1780-1784 гг., во время правления Екатерины Великой, был проведен первый капитальный ремонт собора.


Его главы стали разноцветными, кирпичные полы были заменены белокаменными. В верхних церквах собора появилась роспись, фасады были расписаны орнаментальной росписью «под дикий камень». Вступление в Москву наполеоновских войск в 1812 г. стало трагичной страницей в истории храма. Имущество собора было разграблено, помещения подклета использовались как конюшни. Наполеон приказал начальнику артиллерии Ларибуазьеру взорвать собор, однако приказ не был выполнен. Во время пожара были повреждены кровля и главы собора.В 1817 году началось благоустройство территории вокруг собора. Были снесены деревянные торговые лавки и палатки, площадь выровнена и обнесена с восточной и южной сторон каменной стеной и кованой решеткой. Шатер Покровской церкви покрыли железом. В 1830-1840 гг. была застеклена внешняя галерея, установлены новые иконостасы в нескольких церквах.


Рабус К.И. Вид на Покровский собор и крестный ход от Москворецкой улицы. 1852 г.


К 350-летию начала строительства собора интерьеры церкви Василия Блаженного и ее паперти были созданы в едином стиле. Революционные события 1917 не обошли стороной и Покровский собор. Во время артиллерийского обстрела Кремля большевиками были повреждены свод и кровля главы церкви Входа Господня в Иерусалим.

История собора в XX в. В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов – неутомимый исследователь и знаток собора.В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку героически поддерживал порядок в соборе.




Покровский собор. Общий вид с западной стороны от кремлевской стены. 1920-е гг.


В 1923 г. было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для посетителей. Началось активное комплектование фондов. Большую роль в его становлении сыграли Н.Н. Померанцев, П.Д. Барановский, Д.П. Сухов и его ученик Н.Н. Соболев. Через пять лет, в 1928 г., музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Он сохраняет этот статус и в настоящее время. В 1930-е гг.  «Музей б. Покровский собор (т.н. Василия Блаженного)» строил свою работу по двум направлениям: изыскание и восстановление архитектурных форм памятника XVI в. и вскрытие классовой роли религии на материале данного памятника. В соответствии с этим развернулась активная выставочная деятельность. Специфика музея определяла тематику выставок: важные внутриполитические события, а также борьба с религиозными взглядами и пережитками, которую активно проводил Союз воинствующих безбожников. Всего в довоенное время было организовано 17 выставок.


Продолжалось расширение экспозиционных площадей в отреставрированных помещениях. Вводная часть экспозиции состояла из постоянных выставок: «Покровский собор как памятник архитектурных форм и строительной техники XVI в.», «Казанский поход Ивана Грозного 1552 г.», «Выставка библиографии XVI – XX вв.», «Реставрационные работы».




Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.


Годы Великой Отечественной войны – единственный период, когда собор был закрыт.  С 1945 г. музей начали восстанавливать и 7 сентября 1947 г., в день 800-летнего юбилея Москвы он вновь распахнул свои двери для посетителей. В послевоенный период наблюдался резкий рост популярности музея. 1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включён в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утверждён в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви. В связи с этим возникла необходимость восстановления соборной колокольни, молчавшей долгое время. Работы по воссозданию яруса звона проводились не один год и потребовали усилий целого коллектива музейных сотрудников, специалистов по истории колокольного звона, практикующих звонарей и современных мастеров литейного дела. Нынешнее собрание насчитывает 14 колоколов, отлитых в разное время, с 1547 по 1995 гг. в Москве и Ярославле, во Франции, в Польше, Голландии, Германии.




Покровский собор. Современный вид. 2015 г.


Сегодня в Покровском соборе находится музей, проводятся богослужения и активные реставрационные работы, арт-фестивали, выставки и творческие конкурсы. В 2011 г. была открыта новая постоянная экспозиция музея, построенная по принципам, заложенным предшественниками: в подклете располагается вводная часть, посвященная истории строительства и развития Покровского собора; на верхнем ярусе максимально сохраняются исторические интерьеры, что позволяет посетителям насладиться красотой, созданной руками древних зодчих и живописцев.




Основные даты истории собора



  • 1555 –1561 – строительство Покровского собора Конец XVI в. – замена шлемовидных куполов собора на фигурные

  • 1588 – канонизация Василия Блаженного и пристройка к собору церкви над его захоронением

  • 1670-е гг. – сооружение шатровой колокольни на месте открытой звонницы

  • 1681–1684 – существенное изменение первоначального облика собора: внешняя галерея перекрыта кирпичными сводами; над открытыми лестницами возведены крыльца с небольшими шатриками; расписаны внешняя и внутренняя галерея, крыльца; на фасаде укреплена изразцовая храмозданная летопись

  • 1772 – во время перекрытия крыши уничтожена изразцовая храмозданная летопись

  • 1780–1784 – капитальный ремонт собора: кирпичные полы заменили белокаменными; появление сюжетной росписи в верхних церквах и орнаментальной росписи «под дикий камень» на фасадах; главы собора стали разноцветными

  • 1812 – наполеоновские войска разграбили имущество собора, помещения подклета использовали под конюшни; Наполеон приказал начальнику артиллерии Ларибуазьеру взорвать собор, однако приказ не был выполнен; во время пожара повреждены кровля и главы собора

  • 1817 – благоустройство территории вокруг собора: снесены деревянные лавки и палатки, площадь выровнена и обнесена с восточной и южной сторон каменной стеной и железной кованой решеткой; шатер Покровской церкви покрыт железом

  • 1830–1840-е гг. – застеклена внешняя галерея; установлены новые иконостасы в нескольких церквах; интерьеры некоторых церквей, стены и своды внутренней галереи покрыты масляной живописью

  • 1895–1905 – создание в едином стиле интерьеров церкви Василия Блаженного и ее паперти к 350-летию начала строительства собора

  • 1917 – собор пострадал во время артиллерийского обстрела Кремля большевиками: повреждены свод и кровля главы церкви Входа Господня в Иерусалим

  • 1918 – одним из первых Покровский собор взят на учет как памятник национального

    и мирового значения; в верхних церквах прекращены службы

  • 1921–1949 – первая комплексная реставрация памятника под руководством Д.П. Сухова; восстановлен древний цоколь, арки частично освобождены от кирпичных закладок, в интерьерах пяти церквей полностью удалена масляная живопись XIX в. и восстановлено архитектурно-декоративное убранство XVI в.; восстановлены кирпичные полы XVI в.; реконструированы тябловые иконостасы в четырех церквах

  • 1923 – Покровский собор получил статус историко-архитектурного музея и открылся для посетителей

  • 1928 – Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея

  • 1929 – прекращены богослужения в церкви Василия Блаженного; с колокольни сняты колокола

  • 1941, 24 июля – музей в Покровском соборе закрыли для посещения; на главы собора нанесена маскировочная раскраска

  • 1947 – музей вновь открыли для посетителей

  • 1954 – 1965 – вторая комплексная реставрация собора под руководством Н.Н. Соболева и Н.П. Сычева: восстановлены фасадные росписи «под кирпич» XVI в. на центральной и больших церквах, орнаментальная роспись на малых церквах, крыльцах и внешней обходной галерее; проведена реставрация интерьера центральной церкви и восстановление первоначального декоративного убранства снаружи шатра (керамические и металлические украшения)

  • 1958 – во время реставрации обнаружена храмозданная летопись в основании шатра церкви Покрова Богоматери, содержащая точную дату завершения строительства собора – 12 июля (н.ст.) 1561 г.

  • 1967–1969 – третья масштабная реставрация собора: впервые за всю историю собора ветхие железные покрытия глав заменены на медные

  • 1979–1980 – раскрыты фрески XVII в. на внешней обходной галерее; расписаны «под кирпич» наружные стены малых церквей; восстановлена роспись «под кирпич» в церкви Александра Свирского

  • 1990 – после длительного перерыва в церкви Покрова Богоматери возобновлены богослужения

  • 1991 – Покровский собор утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной церкви

  • 1996 – завершена реставрация иконостаса церкви Покрова Богоматери: восстановлены его первоначальный цвет и декор

  • 1997 – завершена реставрация церкви Василия Блаженного; по воскресеньям и в день престольного праздника в церкви Василия Блаженного совершаются богослужения

  • 2001 – началась очередная комплексная реставрация собора

  • 2005–2008 – проведена реставрация интерьеров церквей Николы Великорецкого, Киприана и Иустинии, Трех Патриархов Константинопольских

  • 2009-2011 гг. – реставрация восточного, северного и южного участков подклета, церквей Святой Троицы, Григория Армянского, Варлаама Хутынского и церкви Входа Господня в Иерусалим

  • 2011 – 450-летие завершения строительства Покровского собора; возобновлена постоянная экспозиция в музее

  • 2014 г. – реставрация ризницы, в помещении которой открыта постоянная выставка «Сокровища Покровского собора»

  • 2015 г. – комплексная реставрация интерьера церкви покрова Пресвятой Богородицы

  • 2016 г. – 455-летие завершения строительства Покровского собора; памятник Минину и Пожарскому передан в ведение Государственного исторического музея.


Собор Василия Блаженного во времена царской России




Предысторией строительства Собора Василия Блаженного стал Казанский поход царствования Ивана IV, последний за более чем столетие войн, которые велись между Казанским ханством и Россией. Перед своей решающей кампанией по захвату Казани в 1552 году Иван Грозный поклялся воздвигнуть собор в честь победы России.


После того, как 2 октября Казань пала перед русскими, был построен деревянный Троицкий собор, окаймленный семью часовнями. Когда в 1555 году Казанское ханство окончательно присоединилось к Русскому государству, Иван IV приказал отстроить ансамбль собора в камне. Никто точно не знает, кто именно спроектировал Собор Василия Блаженного, хотя принято считать, что это русские архитекторы Барма и Постник. Хотя некоторые источники утверждают, что это — один и тот же человек. А именно Постник Яковлев по прозвищу Барма. Но информация официально не подтверждена.


Это интересно: Легенда гласит, что Иван Грозный был настолько поражен собором, что ослепил архитектора, чтобы неповторимая красота и великолепие его работы никогда не были воссозданы.


Собор должен был быть восстановлен с восемью независимыми церквями, окружающими более крупный центральный храм. Каждая церковь была освящена в честь важных событий в русской духовной или политической жизни. Собор Василия Блаженного достроили в июле 1561 года и освятили в честь дня Покрова Пресвятой Богородицы.


Это интересно: Центральный купол Собора Василия Блаженного высотой 65 метров. Он оставался самым высоким зданием в Москве в течение 39 лет после его завершения.


Официальное название сооружения — Покровский собор, но оно более известно как Собор Василия Блаженного. Святой Василий был юродивым и прорицателем, чудотворные способности которого снискали даже уважение Ивана Грозного. Сын Ивана приказал воздвигнуть в честь Василия часовню, которая была закончена в 1588 году на месте его могилы. Часовня была открыта днем и ночью и являлась единственной отапливаемой церковью в соборном ансамбле. Вскоре она стала синонимом собора в целом.


Собор Василия Блаженного попал под серьезную угрозу во время Отечественной войны 1812 года. Когда армия Наполеона вторглась в Москву, они разграбили его и устроили внутри конюшни. Отступая из Москвы, Наполеон приказал своему начальнику артиллерии разрушить собор, однако проливной дождь погасил зажженные фитили взрывчатки.


Собор Василия Блаженного во времена СССР




Советский Союз признал Собор Василия Блаженного значимым и незаменимым национальным памятником. Было решено сохранить и восстановить его, а также превратить в музей с выставками об архитектуре, истории, политике и религии. Храм Василия Блаженного был открыт для посещения в мае 1923 года, а в 1928 году стал филиалом Государственного Исторического музея.


Это интересно: Ходили слухи, что библиотека Ивана Грозного, собрание книг и документов, доставшихся ему от византийских императоров, может находиться где-то под собором. Исследования продолжались и в XX веке, когда археологи охотились за сокровищами, тайными ходами и многим другим.


Красная площадь использовалась для огромных парадов и демонстраций, и при Сталине различные исторические здания были снесены, чтобы максимизировать пространство. Один из ближайших соратников Сталина, Лазарь Каганович, предложил снести храм Василия Блаженного. Каганович уже руководил разрушением храма Христа Спасителя и Казанского собора Кремля. Однако архитектор Петр Барановский умолял Политбюро оставить собор нетронутым и даже послал телеграмму самому Сталину. Барановскому приписывают спасение храма Василия Блаженного.


Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?


Но почему Покровский собор стали называть храмом Василия Блаженного и связывать его не с Иваном Грозным и Казанским походом, а с именем юродивого? Дело в том, что в 1588 году к собору с северо-восточной стороны был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного. Построен он был по повелению сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над захоронением Василия Блаженного, который умер в 1557 году и был захоронен у стен строящегося собора. Сам знаменитый юродивый стал известен в Москве где-то в конце пятнадцатого века. Вся его одежда зимой и летом состояла лишь из железных вериг. Москвичи очень любили Василия за незлобивый нрав, в том числе и молодой царь, хотя юродивый порой не боялся перечить ему и укорять его. При Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного в 1586 году.




Фрагмент декора собора


С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Ранее службы в нем шли только в теплое время года. Собор не отапливался, а вот храм Василия Блаженного был теплым. Кроме того, поскольку собор сооружался как мемориальный, в его церквях из-за их небольших размеров очень трудно было проводить богослужения. Поместиться могла разве что царская семья. Вскоре и возникает народное название собора — храм Василия Блаженного.


Ослепили ли Барму и Постника?


Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем история об ослеплении строителей собора по приказу Грозного не подтверждается никакими реальными историческими свидетельствами. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова.




Роспись галереи


Раньше считалось, что собор Василия Блаженного строил иностранный мастер, скорее всего из Италии, если судить по «итальянизированным» элементам в его архитектуре. А поскольку в Западной Европе были распространенными легенды об ослеплении талантливых архитекторов, чтобы они не могли творить дальше, то некоторые иностранные путешественники, попадавшие в Москву, «механически» перенесли их и на мастера, возведшего Покровский собор. То же самое стали потом говорить и про Постника и Барму. Особенно широкое распространение мнимая история об ослеплении получила благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие» (1938), после чего она вошла даже в школьные учебники по истории:


И спросил благодетель:


«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова…

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли…

И стояла их церковь

Такая,

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

Гусляры.




В росписи райского сада ни один цветок не повторяет другой


Всегда ли собор был таким пестрым?


Может создаться впечатление, что собор всегда был таким пестрым. И это будет еще одно ошибочное мнение. Вообще нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. Тогда бы мы увидели не его сегодняшнюю пеструю раскраску, а просто строгие кирпичные стены. При строительстве собора использовали в основном два материала — белый камень и кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора  появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.


Начиная с 20-х годов XX века в соборе с некоторыми перерывами идут реставрационные работы.




Фрагмент декора парадного входа




Церковь Киприана и Иустины


Депозитарий для царя?


Кстати, раньше храм использовался и в качестве хранилища для ценностей, или, как бы мы сказали сейчас, депозитария. В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения, и церкви с галереями стоят на едином основании — подклете. У подклета очень прочные кирпичные стены (до 3 м в толщину). Высота некоторых помещений — около 6,5 м. Они были недоступны для обычных прихожан. Глубокие ниши-тайники в подклете использовались как хранилища и для имущества зажиточных горожан. Существует предание, что до 1595 года здесь даже прятали царскую казну. В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по тайной внутристенной лестнице, о которой знали только посвященные.




В нишах подклета богатые горожане прятали свои сокровища


Кто хотел снести собор?


Собор в своей истории пережил немало трагических моментов. Он неоднократно претерпевал частые для деревянной Москвы пожары. В Смутное время его разграбили поляки, разорив раку Василия Блаженного. Наполеон разместил в Покровском соборе свои конюшни. Он даже отдал приказ взорвать собор, который, к счастью, не был исполнен.


Снести храм собирались и большевики, поскольку собор мешал проводить парады на Красной площади, но так и не решились. Известна легенда о том, как на заседании Политбюро, посвященном перестройке Москвы, Каганович демонстративно снял с карты-макета Красной площади храм Василия Блаженного, а Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место»! Впрочем, было ли это в действительности или нет, неизвестно. Однако, по крайней мере, существуют генеральные планы реконструкции Москвы 30-х годов, на которых собора на Красной площади нет.




Кладка куполов Покровского собора выполнена в виде спирали


Собор Василия Блаженного сегодня




Собор Василия Блаженного был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Церковные службы возобновились в 1991 году, и начались работы по окончательному возвращению колоколов собора к жизни. Сегодня на колокольне находится 19 колоколов возрастом от 25 до почти 500 лет. В 2007 году Храм Василия Блаженного объявили одним из семи чудес России.


Сегодня Собор Василия Блаженного бурлит духовной и светской деятельностью. Помимо часовен и церковных служб, он также является домом для фестивалей, выставок, художественных мероприятий, концертов и многого другого.


Внешний вид Собора Василия Блаженного




Собор Василия Блаженного может похвастаться дизайном, не имеющим аналогов в России, что свидетельствует о блестящем таланте его создателей, осмелившихся нарушить традиционные каноны религиозной архитектуры. Его девять башен увенчаны луковичными куполами цвета конфет, излучающими веселье и радость. Каждая башня украшена слоями карнизов, кокошников и окон; цветочные мотивы змеятся вверх по крыльцам, лестницам и галереям; геометрические плитки и узоры подчеркивают кирпичную кладку.


Первоначально Собор Василия Блаженного не являлся тем буйством красок, которое мы видим сегодня, а имел строгий красно-белый фасад. В XVII и XVIII веках сменявшие друг друга императоры и императрицы значительно изменили облик собора. Были добавлены кирпичные веранды и галереи, многоцветная краска и плитка украсили фасад, а декоративные купола обрели свои яркие цвета и дизайн.


Интерьер собора Василия Блаженного




Собор Василия Блаженного завораживает разнообразием архитектурных и художественных стилей, присутствующих в интерьере. Среди чудес, которые можно обнаружить внутри собора, — картины маслом, фрески, портреты и пейзажная живопись. Также иконостасы, содержащие более 400 шедевров московской и новгородской иконописи XVI-XIX веков. А еще ценные экспонаты, принадлежащие церкви и императорской семье.


Часовни собора соединены лабиринтом сводчатых внутренних переходов и галерей, которые от пола до потолка украшены красочными геометрическими узорами и природными мотивами.


Архитектура и убранство храма


Хотя здание собора состоит из отдельных церквей, оно очень целостно. По сути, у него отсутствует главный фасад: храм воспринимается со всех сторон как нечто единое. Его одиннадцать куполов (над каждым из основных приделов по одному, два над церковью Василия Блаженного и один над колокольней) объединены в общую пирамидальную композицию, центром которой является шатер над Покровским приделом, высотой 65 метров.




Собор выглядит очень нарядно: красный кирпич с белокаменным декором дополнительно оживляется зеленым, синим и красным оформлением главок. Все оттенки выдержаны в одном тоне, что придает фасадам собора гармоничную красоту, которая не переходит в пестроту. Собор очень тектоничен: красный цвет стены доминирует, а белым выделяются лишь декоративные элементы. При этом они намеренно сделаны очень плоскими, чтобы не разрушать монументального массива здания.


Зодчему удалось блестяще справиться со сложной идеологической задачей — отразить в архитектуре все значимые события военной кампании. Вместо того, чтобы создавать единое пространство со множеством приделов, Барма Постник ставит на один подклет девять небольших самостоятельных церквей. В центре расположена главная церковь, посвященная Покрову Богородицы, а остальные восемь размещены вокруг нее. При этом композиция собора не идеально симметрична: форма основания каждой церкви немного варьируется, так как центральный объем имеет большое алтарное пространство на восточной стороне. Данное решение не имело аналогов в русской архитектуре.




Все церкви объединены двумя галереями. Первая ‒ внутренняя, вокруг Покровской церкви, вторая ‒ внешняя, опоясывающая все девять храмов. Когда-то внешняя галерея была открытой, но в XVII в. ее перекрыли сводами. В это же время появились перекрытые шатрами крыльца над лестницами. Чуть раньше, в 1588 г., к собору пристроили еще один, десятый храм – в честь св. Василия Блаженного.


В церкви частично сохранена живопись XIX в., а местами восстановлена оригинальная декорация «под кирпич». К западу от центрального храма располагается придел Входа Господня в Иерусалим – тот самый, к которому двигалось «шествие на осляти». Там находится иконостас XVI в., перенесенный из собора Александра Невского (стоял на территории Кремля и был разобран в XVIII в.). Вообще, в Соборе Василия Блаженного хранится множество прекрасных древних икон. В интерьерах храмов они воспринимаются органичнее, чем на стенах музеев. В наши дни в каждой церкви создано удачное освещение, что дает возможность внимательно рассмотреть каждый образ.


Известно, что на месте собора Василия Блаженного раньше находилась церковь св. Троицы, и один из приделов нынешнего храма сохранил такое посвящение. Он примечателен прекрасным иконостасом, составленным из древних образов (в том числе XVI в.). В церкви Трех Патриархов Константинопольских хорошо сохранилось оформление XIX в.: фрески и иконостас. В церкви Николы Великорецкого реставраторами был обнаружен сохранившийся дубовый пол – скорее всего, раньше деревянные полы были во всем соборе. 


Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками. Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами. Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.


Св.Василия Блаженный и святыни собора




Святой Василий Блаженный, мощи которого захоронены в Соборе, жил в Москве в XVI в. и был юродивым — религиозным подвижником, отринувшим мирские блага. Житие его гласит, что он круглый год ходил без одежды, спал на улице и соблюдал строгий пост. По преданиям, он сотворил многие чудеса и обладал даром провидения: его речей боялся сам Иван Грозный. Святого очень почитали, и память о нем сохранилась до наших дней. В  храме находится также могила блаженного Иоанна Московского.


В течение столетий в день праздника Входа Господня в Иерусалим Покровский собор становился конечной целью большого крестного хода, который во главе с патриархом выдвигался из Успенского собора Московского Кремля. Патриарх ехал на ослике, наглядно символизируя путь Христа. После окончания шествия на Лобном месте (возвышение у собора) происходила завершающая часть службы с чтением Евангелия. Кстати, вопреки распространенному заблуждению, Лобное место не предназначалось для казней: это была трибуна для зачитывания царских указов и обращения к народу


Видео: тайна куполов




Смотрите это видео на YouTube


Архитектура собора на Красной площади


Если посмотреть с высоты на собор Василия Блаженного, то вид сверху напомнит восьмиконечную звезду, которая в Православии является символом Богородицы.


Храмы объединены двумя галереями. С запада к собору пристроены два крыльца, на которые ведут лестницы из белого камня. С северо-востока размещается десятый придел – церковь Василия Блаженного, в честь которой и утвердилось принятое в народе название известнейшего московского храма. Одиннадцатый придел – увенчанная восьмигранным шатром колокольня на юго-востоке здания.


Таким образом, несложно сделать вывод о количестве куполов на храме Василия Блаженного: их – одиннадцать.




Собор Василия Блаженного: интересные факты



  • Древнее предание о строителях собора Василия Блаженного гласит, что когда был построен собор, зодчие Постник и Барма по приказу Ивана Грозного подверглись ослеплению, чтобы они больше не смогли возвести ничего столь прекрасного.

  • Оформление собора Василия Блаженного внутри при Иване IV было намного проще, чем сейчас. Уникальные фрески на стенах созданы уже в ХVII веке. Внешне храмовый комплекс также выглядел совсем по-другому. Куполов было 25, их цвет был золотым, а форма – не луковичная, а шлемовидная. Стены изначально были белыми. Нынешний вид здание приобретало в течение ХVI, ХVII и даже ХIХ вв.

  • Высота собора Покрова на Рву составляет 61 метр, что для ХVI века было очень и очень высоко.

  • В нишах нижнего этажа Покровского храма до конца ХVI века располагались тайники, в которых хранилась царская казна, а также имущество богатейших горожан.

  • В 1812 г. Наполеон разграбил ценности собора Покрова на Рву, а само здание пытался подорвать, однако, по преданию, ведущие к взрывчатке фитили затухли из-за внезапно начавшегося дождя.

  • Существует также легенда советских времен, согласно которой от снесения Покровский собор в Москве спас сам Сталин. Посмотрев на принесенный Кагановичем макет Красной площади, из которого был убрана съемная модель собора, Иосиф Виссарионович воскликнул: «Лазарь, поставь на место!», давая таким образом понять, что ему не нравится идея расчистить место для военных парадов.


Режим работы музея «Покровский собор»


Как музей собор Василия Блаженного в Москве открыт ежедневно.


Часы работы музея:



  • май, сентябрь–октябрь: с 11:00 до 18:00;

  • июнь–август: с 10:00 до 19:00;

  • ноябрь–апрель: 11:00 до 17:00.


Важная информация! Первая среда каждого месяца – санитарный день.

При температуре ниже -15°C часы работы музея сокращаются.

По воскресеньям в 10.00, а также в дни престольных праздников в соборе совершается богослужение.


Стоимость входного билета:



  • для взрослых – 350 руб.

  • для школьников 17–18 лет, студентов и льготников – 100 руб.

  • семейный билет (двое родителей и один-два ребенка до 18 лет) – 600 руб.

  • дети до 16 лет – бесплатно.


Экскурсии


В Покровском соборе туристы могут заказывать следующие экскурсии:



  • «Покровский собор – выдающийся историко-архитектурный памятник XVI в.»;

  • «Живая старина в стенах Покровского собора: если бы я был древним воином, строителем, живописцем…»;

  • «Символ России: Покровский собор в русской истории и культуре»;

  • «Диво дивное: тайны древних стен Покровского собора»;

  • Тематические экскурсии.


Количество участников – до 15 человек, длительность – 2–3 часа. Заказать экскурсию, узнать о ценах и условиях можно по телефону музея: 8(495) 698-33-04.


VIP-обслуживание: экскурсия «Покровский собор – жемчужина русской средневековой архитектуры» в неурочное время (до открытия музея или после его закрытия) в сопровождении гида-переводчика.


Стоимость: 1000 руб.


Количество участников: до 20 человек.


Изучая архитектуру российской столицы, не стоит также забывать о роскошном комплексе Большого театра, который является крупнейшим театром России, а также одним из самых значительных театров оперы и балета в мире.


Как добраться до храма Василия Блаженного


Адрес: Красная площадь, 2


Как доехать: на метро к ближайшим станциям — «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».


Мифы и легенды


Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.


Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.


Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.


Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.


Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.


В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).


В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.


В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.


Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.


Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.


Источник


Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. 7 Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»? 8 Ослепили ли Барму и Постника? 9 Всегда ли собор был таким пестрым? 10 Депозитарий для царя? 11 Кто хотел снести собор? 12 Собор Василия Блаженного сегодня 13 Внешний вид Собора Василия Блаженного 14 Интерьер собора Василия Блаженного 15 Архитектура и убранство храма 16 Св.Василия Блаженный и святыни собора 17 Видео: тайна куполов 18 Архитектура собора на Красной площади 18.1 Собор Василия Блаженного: интересные факты 18.2 Режим работы музея «Покровский собор» 18.3 Экскурсии 18.4 Как добраться до храма Василия Блаженного 19 Мифы и легенды Житие и чудеса Василия Блаженного Наиболее древним источником, где сообщается о Блаженном Василии, является «Книга степенная царского родословия» (1563 г.). Полное житие было составлено по распоряжению св. патриарха Иова не ранее 1589 года, вскоре после канонизации святого в 1588 году. Древнейший список полного жития, а после него похвальное слово, описание чудес и два сказания содержатся в Четьи-Минеи за август. На основании Святцев 1646 года и некоторых летописей XVII века, наиболее вероятным представляется, что Блаженный Василий родился в 1468 или 1462 году и преставился в 1552 году в возрасте 88 или 94 лет, то есть жил он в царствование Иоанна III Васильевича (1462-1505 гг.) и Иоанна IV Васильевича Грозного. Преставился же в правление митрополита Макария (1543-1564 гг.), который очень почитал и уважал святого еще при его жизни, а после смерти лично отпевал его, и через которого святой стал известен Ивану Грозному. Как говорится в Прологе 1660 г. и в Святцах 1646 г., Блаженный Василий родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове» — сегодня это Старая Басманная улица в Москве. Родители святого, Иаков и Анна, были небогаты, поэтому еще в детстве отдали мальчика на обучение к сапожнику, в мастерской которого у Василия впервые проявился пророческий дар. Однажды купец, который привез в Москву хлеб, заказал в мастерской сапоги, на что Василий рассмеялся и заплакал. Когда сапожник спросил его, почему он плачет, тот ответил, что купец, хоть и заказал сапоги, но надеть их не успеет, потому что совсем скоро умрет. Пророчество сбылось: уже на следующий день заказчик умер. Вскоре после этого события, в возрасте 16 лет, святой надевает вериги, принимает обет молчания и непрестанной умной молитвы и вступает в тяжелейший подвиг юродства Христа ради, в котором и пробыл до самой смерти — около 80 лет. Юродивых всегда почитали на Руси, считали Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, умертвлявшими свою плоть голодом, холодом и веригами, очищенных Благодатью Святого Духа и потому дерзавших безнаказанно говорить правду в глаза кому угодно, даже самому царю. В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления… Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше». Поэтому он также был известен под прозвищем Василий Нагой. С его наготой связано чудо исцеления одной из торговок, которые разом ослепли после того, как посмеялись над наготой угодника Божия. Одна из них немедленно раскаялась, и тут же была исцелена по молитве святого Василия. Он старался помогать всем, кто нуждался в помощи, а особенно тем, кто стыдился такую помощь просить. Однажды он отдал богатые царские подарки некоему иностранному купцу, который потерял свое состояние и уже голодал несколько дней, не смея, стыда ради, просить помощи из-за своего высокого статуса. Часто блаженный посещал государственную тюрьму для винопийц, чтобы своим боговдохновенным словом наставлять на верный путь заблудших рабов Божьих, помогать им вернуться к нормальной христианской жизни. Святой Василий имел обыкновение швырять камнями в углы домов благочестивых людей, а углы домов, где бесчинствовали, обычно обнимал и целовал. Когда его попросили объяснить такое странное поведение, его ответ был прост: когда в доме живет святость, то бесы не могут войти внутрь и стоят вне, а когда в доме грех, то туда не могут зайти ангелы, и уже они стоят снаружи. Василий же, видя стоящих снаружи бесов, швыряет в них камнями, а когда видит ангелов, то обнимает их и приветствует целованием, а вовсе не углы, как может показаться со стороны. Однажды святой на рынке нарочно опрокинул лоток с калачами, а в другой раз разлил кувшин с квасом. Оба раза его начинали бить, будто он вредитель, но тут же выяснялось, что недобросовестный пекарь подмешивал в свои калачи известь и мел для экономии, а квас был перебродившим. Однажды на глазах у изумленной толпы богомольцев камнем разбил образ Богородицы на Варва́рских воротах, с давних пор почитавшийся чудотворным. Когда паломники, приехавшие молиться у образа со всех уголков Руси, схватили его и стали бить «смертным боем», юродивый попросил их поскрести краску на иконе. Когда краску удалили, то, к ужасу окружающих, открылось, что икона была адописной: под ликом Богоматери скрывался второй слой с намалеванной «дьявольской харей». Также блаженный, которого почитали уже при жизни, однажды принял от некоего боярина в дар дорогую лисью шубу и ходил в ней в мороз. Когда же разбойники захотели обманом отобрать у святого шубу, то попросили его для погребения укрыть ей тело одного из своих товарищей, который притворился для этого мертвым. Святой так и сделал, однако, увидев в Духе, что его обманывают, сказал обманщику: «шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Мнимый мертвец оказался после этого и вправду мертв. Святой Василий отдает свою шубу лихим людям Святого почитали также и иноземцы, считая его покровителем морских путешественников: летописи описывают случай, когда святой, будучи в Москве, утишил бурю в Каспийском море и спас тем самым торговые суда купцов. Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощения, и только после этого смог достроить церковь. Также блаженный Василий имел славу прозорливца. В 1521 году в Успенском соборе Кремля ему было «огненное видение» от Владимирской иконы Божией Матери, возвещавшее гнев Божий на москвичей и скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, который опустошил в тот раз все окрестности Москвы так же, как и все земли на пути к Москве, и увел с собой огромный полон. 20 июня 1547 года он «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже умилно зря, умную молитву деиствуя и плача неутешно». Сегодня это район улицы Воздвиженка. Чрезвычайно долгой и проникновенной казалась окружающим эта молитва святого, очень глубокой была его печаль. На следующий день, 21 июня, в этом монастыре вспыхнул пожар, и началась на Москве, по выражению летописца, «буря велика, и потече огнь яко же молния». Это был самый ужасный пожар, который когда-либо бывал в городе. Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и издалека смотрел, как столица превращается в пепел. За день город был полностью уничтожен пламенем — не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа». Иоанн IV Васильевич был свидетелем подвигов блаженного и был его почитателем, хотя святой постоянно обличал царя за его жестокое отношение к подданным. Однажды во время трапезы у царя святой трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что в это время в Новгороде действительно начался пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Новгородцы, приехавшие после этого события в Москву, опознали в святом Василии этого мужа. В другой раз во время литургии в кремлевском Успенском соборе царь размышлял о постройке нового дворца на Воробьевых горах. Святой же спрятался в угол. На вопрос царя, почему блаженного Василия не было на службе, тот ответил, что он-то был, а вот царь ходил мыслью по Воробьевым горам и строил себе там дворец. Отошел к Богу блаженный Василий 2 августа 1552 года. После смерти святого его мощи начали источать исцеления: слепые прозревали, немые начинали говорить. Самый невероятный случай произошел в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа по его молитвам исцелились 120 человек. Святой был похоронен у церкви Святой Троицы на Рву. В память о взятии Казани в 1554 году на этом месте Иоанн Грозный приказал строить Покровский Собор, более известный сегодня как собор Василия Блаженного. В 1586 году мощи святого стали источать множество чудесных исцелений, поэтому в этом же году по приказу Федора Иоанновича над могилой был поставлен храм имени святого (сегодня это Васильевский придел Покровского храма), сооружена серебряная, вызолоченная и отделанная жемчугом и драгоценными камнями рака. Мощи святого покровителя Москвы до сего дня почивают в этом храме под спудом. Сень над могилой Василия Блаженного Фотографии Храма Василия Блаженного Тропарь, кондак и канон Василию Блаженному Тропарь, глас 3 Житие твое, Василие, неложно, и чистота нескверна, Христа ради тело свое изнуряя постом и бденнием, и мразом




Лучшие новости сегодня


( 0 ) Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют. Вы можете стать первым. Оставьте свое мнение!

Оставить комментарий


  Клуб - Юмора
Рейтинг@Mail.ru