- Открытки / Времена года / Природа / Автомобили / Видео / Подростки / Девушки / Фото галерея
Счетчик моточасов для дизеля. Ресурс дизельного двигателя. Счетчик времени наработки - «Клуб - Юмора»
✔ Клуб - Юмора. → Фото и видео приколы и всё это на нашем портале, наши журналисты стараються для вас, |
Дизельный двигатель широко используется в различной технике благодаря высокой надежности и экономичности. Однако ресурс любого двигателя не бесконечен и требует контроля для своевременного проведения технического обслуживания. Для этих целей применяются специальные измерительные устройства — счетчики моточасов, позволяющие точно определить время работы дизеля. Давайте подробно разберемся, как устроены и работают эти полезные приборы.
Назначение счетчиков моточасов
Счетчик моточасов — это специальное устройство для измерения времени работы двигателя внутреннего сгорания. В отличие от обычных часов, счетчик моточасов регистрирует время только при включенном двигателе.
Основное назначение счетчика моточасов — контроль остаточного ресурса и наработки двигателя. По показаниям счетчика определяют сроки проведения технического обслуживания, ремонта или полной замены двигателя.
Кроме того, данные счетчика моточасов используются для:
- расчета амортизационных отчислений;
- определения объемов выполненных работ;
- нормирования расхода запасных частей и топлива;
- анализа интенсивности эксплуатации техники.
Счетчики моточасов применяются на различных видах техники, оснащенной дизельными двигателями: грузовиках, автобусах, тракторах, комбайнах, экскаваторах, бульдозерах, катерах, судах, локомотивах, дизель-генераторах и многом другом.
Принцип работы счетчика моточасов
Принцип действия счетчика моточасов основан на подсчете количества оборотов коленчатого вала двигателя. При этом пегистрируется не астрономическое время, а моточасы — условная единица измерения времени работы двигателя.
1 моточас соответствует времени, в течение которого коленчатый вал двигателя совершит определенное количество оборотов при номинальной частоте вращения.
Например, для дизеля с номинальной частотой вращения коленвала 1500 об/мин 1 моточас будет равен:
1500 оборотов / 60 минут = 25 оборотов
За 1 моточас вал совершит 25 полных оборотов
Таким образом, при неизменной частоте вращения коленвала моточасы и реальное время работы двигателя совпадают. Однако на практике частота вращения меняется, что вносит погрешность в показания счетчика.
Типы и конструкции счетчиков моточасов
По принципу работы и конструкции счетчики моточасов разделяют на несколько основных типов:
- Механические — с часовым механизмом и механической связью с двигателем;
- Электромеханические — электронный блок и электромеханический индикатор;
- Электронные — электронный блок и цифровой дисплей;
- Цифровые — на базе микроконтроллера с дополнительными функциями.
Механические счетчики моточасов устроены как механические часы с автоподзаводом. Имеют привод от распредвала двигателя. Считывание показаний — по шкале барабанных циферблатов. Сегодня применяются редко из-за низкой надежности.
Электромеханические счетчики состоят из электронного блока отсчета времени и электромеханического 6-разрядного индикатора. Просты и надежны, но имеют большие габариты.
Электронные счетчики моточасов — электронный блок счета времени и цифровой ЖК дисплей. Компактны, точны, но требуют защиты от сброса показаний.
Цифровые счетчики на базе микроконтроллера имеют расширенный функционал: кроме времени наработки контролируют температуру, давление, частоту вращения и другие параметры двигателя.
Счетчики моточасов по сфере применения
По области применения счетчики моточасов делят на:
- Счетчики для грузовиков и автобусов;
- Счетчики для дорожно-строительной техники;
- Счетчики для сельскохозяйственной техники;
- Счетчики для судовых и авиационных двигателей;
- Счетчики для стационарных энергоустановок.
Конструктивно счетчики для разных областей применения могут отличаться исполнением по защищенности от внешних воздействий и напряжением питания.
Например, счетчики моточасов для сельхозтехники должны выдерживать вибрацию, удары, пыль, влагу. Авиационные счетчики рассчитаны на работу в условиях низкого давления и перепадов температур.
Счетчики моточасов для автомобилей чаще всего работают от бортовой сети автомобиля 12 или 24 В. Стационарные счетчики могут быть рассчитаны на напряжение 220 или 380 В переменного тока.
Дополнительные функции счетчиков моточасов
Современные цифровые счетчики моточасов могут иметь расширенный функционал:
- Измерение частоты вращения коленвала;
- Контроль температуры двигателя;
- Мониторинг давления масла;
- Диагностика неисправностей по кодам ошибок.
Дополнительные функции позволяют более точно определять техническое состояние двигателя и предупреждать критические отказы. Однако стоимость таких счетчиков выше.
Для небольших и недорогих моторов часто бывает достаточно простого механического счетчика, отображающего только наработку в моточасах.
Выбор счетчика моточасов
При выборе счетчика моточасов нужно учитывать:
- Тип двигателя;
- Напряжение питания;
- Условия эксплуатации;
- Необходимый функционал.
Для дизелей легковых автомобилей часто используют 12-вольтовые электронные счетчики в пластиковом корпусе. Для дизелей грузовиков применяют более надежные электромеханические 24-вольтовые счетчики.
Счетчики моточасов для сельхозтехники должны быть рассчитаны на высокую вибрацию, удары, пыль и влагу. Поэтому выбирают модели в металлическом влагозащищенном корпусе.
Для дорожно-строительных машин важно наличие дополнительных датчиков — температуры, давления масла. А для стационарных дизель-генераторов необходимо исполнение счетчика под 230 В переменного тока.
Таким образом, правильный выбор счетчика моточасов позволяет получить максимально полные и достоверные данные о ресурсе конкретного двигателя.
Правила монтажа счетчика моточасов
Установка счетчика моточасов должна производиться в соответствии с инструкцией производителя и технической документацией на двигатель.
Основные правила монтажа счетчика:
- Выбрать место, удобное для считывания показаний;
- Закрепить корпус счетчика на двигателе или раме;
- Подсоединить приводной вал счетчика к распредвалу;
- Подключить импульсный вход счетчика к датчику;
- Проверить работоспособность счетчика.
Счетчик моточасов МТЗ обычно монтируется на крышке распределительных шестерен двигателя и приводится от конца вала топливного насоса.
Какой ресурс у дизельного двигателя
Ресурс дизельных двигателей во многом зависит от условий эксплуатации и качества обслуживания. Ориентировочный ресурс для новых дизелей:
- Грузовики, автобусы — 500-800 тыс. км пробега или 10-15 тыс. моточасов;
- Тракторы, комбайны — 3000-5000 моточасов;
- Стационарные дизели — 20-30 тыс. моточасов;
- Судовые двигатели — 50-60 тыс. часов.
При интенсивной эксплуатации и плохом обслуживании ресурс снижается в 2-3 раза. Качественный уход может увеличить ресурс.
Сколько ходят дизельные двигатели
Средний ресурс дизельных двигателей до капремонта составляет:
- Для легковых автомобилей — 200-300 тыс. км;
- Для грузовиков — 500-800 тыс. км;
- Для автобусов — 600-800 тыс. км;
- Для тракторов — 6000-10000 моточасов.
Однако фактический ресурс конкретного дизеля может сильно отличаться от средних показателей в зависимости от режима эксплуатации, качества топлива и масел, своевременности ТО, квалификации механиков и других факторов.
Поверка счетчиков моточасов
Счетчики моточасов, применяемые в коммерческих целях, должны проходить периодическую поверку.
Межповерочный интервал для счетчиков моточасов обычно составляет 2 года.
При поверке проверяется:
- Соответствие метрологических характеристик установленным нормам;
- Работоспособность и исправность счетчика;
- Состояние корпуса и клемм.
По результатам поверки выдается свидетельство с отметкой о пригодности счетчика к дальнейшему применению.
Защита от манипуляций показаниями
Современные электронные счетчики моточасов имеют различные средства защиты от несанкционированного вмешательства:
- Защита от сброса показаний паролем;
- Блокировка доступа к элементам управления;
- Контроль целостности корпуса;
- Регистрация последних значений показаний.
Кроме того, важно вести журнал учета показаний счетчика моточасов, чтобы отслеживать корректность данных при ежедневном использовании техники.
Сброс показаний счетчика моточасов
В некоторых случаях требуется обнулить показания счетчика моточасов и начать новый отсчет наработки.
Сброс показаний необходим при:
- Установке нового счетчика на двигатель;
- Замене или капитальном ремонте двигателя;
- Превышении верхнего предела показаний счетчика.
У механических счетчиков сброс осуществляется переустановкой стрелок на нулевые значения. У электронных счетчиков — с помощью специального программатора или сканера по шине CAN.
Покупка счетчика моточасов
При покупке счетчика моточасов рекомендуется:
- Выбрать проверенного производителя;
- Убедиться в наличии сертификатов;
- Проверить комплектность и упаковку;
- Ознакомиться с гарантийными условиями;
- Попросить продавца продемонстрировать работу счетчика.
Лучше приобретать счетчики в специализированных магазинах, где можно получить консультацию квалифицированных продавцов.
Выбор места установки счетчика
При выборе места для монтажа счетчика моточасов необходимо:
- Обеспечить удобный доступ для снятия показаний;
- Исключить вибрацию, удары, загрязнение;
- Предусмотреть защиту от брызг масла и топлива;
- Учесть допустимую температуру окружающего воздуха.
Для защиты от вибраций счетчик может устанавливаться на специальных амортизирующих прокладках.
Подключение счетчика моточасов
Подключение счетчика моточасов включает:
- Подвод питания (для электронных счетчиков);
- Подключение датчика импульсов;
- Заземление корпуса (при необходимости);
- Подключение интерфейса передачи данных (опционально).
Все соединения должны быть выполнены с соблюдением полярности, защищены от проникновения влаги и закреплены хомутами.
Неисправности счетчика моточасов
К типовым неисправностям счетчиков моточасов относятся:
- Отсутствие или нестабильность показаний;
- Некорректный отсчет времени;
- Трещины или повреждения корпуса;
- Отказ дисплея;
- Отсутствие подсветки шкалы.
Причинами неисправностей могут стать: окисление контактов, разряд батареи, поломка датчика импульсов, выход из строя электронных компонентов.
Лучшие новости сегодня
( 0 ) Комментарии